Помериться «Динамо»

16.04.2013 08:05
Спорт Редакция

Бородич vs Наумов. Goals.by сравнивает достижения прошлого и нынешнего руководителей минского «Динамо»

Увольнение из «Динамо» Алексея Торбина и Игоря Матушкина заставило общественность заговорить о грядущей полной «перелицовке» руководства «зубров». Goals.by сравнивает достижения минского клуба двух различных периодов — ушедшей в прошлое «эры Наумова» и продолжающейся «эры Бородича».

Для сравнения мы выбрали несколько параметров, охватывающих все основные аспекты жизни профессионального клуба. Прежде чем перейти к ним, определимся с временными рамками описываемых периодов. Под «временем Наумова» мы понимаем полуторагодичный период (июнь 2008 — декабрь 2009), а под «временем Бородича» – промежуток с 2010 года до нашего времени.

Руководство

Наумов. Во время нахождения министра внутренних дел на посту председателя федерации хоккея в «Динамо» сменилось два генеральных директора и пять (!) главных тренеров. На руководящем посту Владимира Гончарова сменил Александр Белый, доработавший до февраля 2010-го. На скамейке же последовательно находились Пол Гарднер, Джим Хьюз, Василий Спиридонов, Глен Хэнлон и Александр Андриевский.

Что характерно, лишь первые двое никоим образом не могут занести работу в Минске себе в актив (Гарднер вообще установил рекорд всех времен, став первым уволенным кахаэловским тренером и не проведя у руля «Динамо» ни одного матча). Спиридонов же, при всей скромности результата, запомнится как тренер, по-настоящему доверявший белорусским хоккеистам. Увольнение Хэнлона до сих пор кажется поступком, совершенным абсолютно на ровном месте. Андриевский во время своего первого прихода на капитанский мостик хоть и не вывел команду в плей-офф, но выиграл единственный минский трофей за пять лет — пресловутый Кубок Шпенглера.

Помериться «Динамо»

Фото: tttt_tel

Бородич. Сменивший Белого на посту гендиректора Сергей Катков уже через 4 месяца сдал полномочия Алексею Торбину. На «капитанском мостике» стало поспокойнее – «всего» три тренера за три года. Самый (пока) успешный динамовский рулевой Марек Сикора был приглашен во многом благодаря стараниям Торбина (об этом упоминал сам Бородич). Сменивший чеха Кари Хейккиля работу на обоих фронтах, будем откровенны, провалил. Возможно, Сикора и сумел добиться результата, так как не совмещал посты в клубе и сборной. Отрицательный результат Хэнлона и Хейккиля может служить подтверждением этой версии.

Став первым вернувшимся в «Динамо» главным тренером, Александр Андриевский не смог вывести команду в плей-офф, однако то, что при нем «зубры» прибавили, — факт неоспоримый. Тренер сохраняет свой пост, хотя очевидно, что дальнейшая судьба Андриевского зависит, в том числе, и от того, кто будет избран на руководящие посты.

Помериться «Динамо»

Фото: Екатерина Гарбулько/Goals.by

Трансферная политика

Наумов. На заре динамовского похода в КХЛ многим казалось, что ожидаемые легионеры из-за океана будут демонстрировать игру с другой планеты. Может, так оно и было, да только хоккей на той планете явно не в почете. «Манелюки» (условное название легионерскому набору дадим по фамилии первого отчисленного иностранца) в большинстве своем смотрелись отнюдь не лучше игроков из ОЧБ. Впрочем, в «Динамо» пришли и по-настоящему классные хоккеисты, — к примеру, Хювенен, Платт, Клаймер — однако их усилий оказалось явно недостаточно для поднятия «из грязи в князи».
В следующем сезоне ситуация  изменилась: таких игроков, как Пелтонен, Андерссон, Уэсткотт и, конечно, Мезин, уже никто не мог назвать балластом. Североамериканский вектор сменился скандинавским; именно тогда в обиход вошло выражение «финское «Динамо». При всей неоднозначности первых полутора сезонов стоит отметить, что большинство позиций из всевозможных журналистских списков «самых удачных трансферов в динамовской истории» относятся к этому периоду.

Помериться «Динамо»

Фото: Goals.by

Бородич. Все в порядке с трансферами было и у современного штаба. Штумпел, Спиридонов, Глазачев, Подградски, Корсо, Лингле, Каралахти, Лайне, Иргл… Право же, вспоминая ростеры последних лет, даже удивляешься относительно скромным успехам «зубров». Основательно «перелопачивая» состав в межсезонье-2010 и -2011, прошлым летом в Минске впервые сохранили ростер, но, как известно, сделали шаг назад в спортивном плане. Судя по объявленному изменению трансферного курса, в это межсезонье снова следует ждать больших перемен.

Говоря о трансферах «эпохи Торбина-Матушкина», нельзя не упомянуть о еще двух событиях. Первое — натурализация канадцев, второе — приезд в Минск действующих звезд НХЛ. Констатируем, что и в первом, и во втором случае резонанс от событий оказался выше, чем их КПД. Из троих заокеанских гостей настоящей звездой проявил себя лишь Павелски, а что касается дебюта канадских игроков в сборной, то по этому поводу еще, как говорится, «вилами по воде писано».

Помериться «Динамо»

Фото: Юлия Чепа/Goals.by

Спортивный результат

Наумов. Чехарда с тренерами и игроками не позволила «зубрам» рассчитывать на плей-офф в первом сезоне. Команда заняла 22 место из 24 возможных, одержав победы лишь в 12 матчах. В чемпионате-2009/10 дела шли лучше: перед увольнением Хэнлона динамовцы всерьез претендовали на плей-офф, занимая девятую строчку в таблице Западной конференции. Напомним, что канадец был уволен с весьма «комиссарской» формулировкой: «за отсутствие характера у команды». Пожалуй, расставание с Хэнлоном — наиболее спорный и неоднозначный момент «наумовского» периода.

Бородич. Александр Андриевский не смог улучшить достижение Хэнлона, однако это в полной мере удалось пану Сикоре. В течение первых четырех лет выступлений в КХЛ можно было наблюдать положительную динамику набора командой очков, вплоть до последнего регулярного чемпионата. Весной 2011 и 2012 годов динамовцы выступали в плей-офф — пока выход в 1/8 финала является лучшим в истории клуба. Отступление с завоеванных позиций произошло в этом году: и по очкам, и по заброшенным шайбам случился худший сезон за три года.

Помериться «Динамо»

Фото: Юлия Чепа/Goals.by

Отношения с прессой

Коллеги утверждают, что во времена Наумова получать эксклюзивную информацию о жизни клуба было проще: министр мог давать спонтанные интервью чуть ли не в любой момент, даже у бортика во время матча.

Пообщаться с Юрием Бородичем не так легко. За все время можно отыскать всего пару его интервью, последнее из которых случилось совсем недавно, да и то по инициативе главы БФСО. Оградился от прессы и Алексей Торбин, а более-менее плотно с журналистами общался лишь спортивный директор клуба Игорь Матушкин. Естественно, все интервью скрупулезно обрабатывались пресс-службой.

Случались во времена Бородича и перегибы в виде слишком бурной ответной реакции на материалы журналистов. Можно вспомнить конфликты динамовских боссов с коллегами из «Прессбола», неоднократные попытки лишить аккредитации за критические тексты представителей других изданий. Для этого в «Динамо» даже был выработан специальный свод правил, оставляющий право оградить журналиста от получения информации «по усмотрению клуба».

Помериться «Динамо»

Фото: Иван Уральский/Goals.by

Маркетинг

Наумов. Давать оценку динамовской посещаемости и «раскрученности» до открытия «Минск-Арены» – дело, наверное, некорректное. Тем не менее, констатируем, что «зубры» поначалу не могли собрать аншлаг даже в скромном Дворце спорта: так, на «Локомотив» в свое время пришли посмотреть лишь 1850 человек, а ведь это была первая домашняя игра после трехнедельного перерыва! Казалось, что ситуацию не спасет даже появление современной арены: мало кто верил, что заполняемость нового стадиона не будет поддерживаться пресловутыми директивными методами.

Бородич. Однако скептики ошиблись! Да, поначалу далеко не все шло гладко: первый официальный матч на «Минск-Арене» собрал весьма скромные, по сегодняшним меркам, 9300 зрителей, а рекордом посещаемости во втором сезоне стали тоже не совсем выдающиеся 11400. Однако после прихода Алексея Торбина (сразу оговоримся, что имеем в виду исключительно хронологию) посещаемость поплыла вверх. Аншлаг во время домашнего матча стал привычным делом, а по среднему количеству зрителей на матче «Динамо» уже третий год подряд первенствует в КХЛ и идет в первой тройке Европы (последние два сезона — на втором месте после бессменного лидера «Берна»).

Помериться «Динамо»

Фото: Юлия Чепа/Goals.by

Помимо количества зрителей, следует отметить значительные подвижки и в прочих отраслях деятельности, составляющих понятие «спортивный маркетинг». В своем докладе об итогах прошедшего сезона Алексей Торбин упомянул, что  доходы от коммерческой деятельности в этом году составили 3,8 миллиона долларов, а в 2009-м соответствующий показатель равнялся лишь 400 тысячам. Выпуск продуктов питания под брендом «Динамо», рост продаж атрибутики и расширение ассортимента, достаточное количество рекламы… Конечно, о стопроцентной окупаемости речи не идет и идти не может, однако стоит признать, что динамовский отдел маркетинга и рекламы — это не просто красивое словосочетание, а реально работающее и приносящее результат подразделение.

Помериться «Динамо»

Фото: Юлия Чепа/Goals.by

Как вам новость?
Головоломки