Презентация минским «Динамо» нового маркетингового проекта, суть отношений на пивном рынке Беларуси, строгие антиалкогольные правила Кари Хейккиля и Алексей Торбин, забывший о сути конфликта с Андреем Мезиным — в репортаже с необычного для нашего спорта мероприятия.
Когда придет зима и река Свислочь замерзнет, здесь тоже можно будет играть в хоккей. Некоторые это, кстати, и делают. Но холодов ждать не пришлось, чтобы заглянуть сюда по теме «клюшки». В одном из кафе, стоящем прямо на воде, «Динамо» затеяло презентацию своего очередного маркетингового продукта.
Под брендом хоккейного клуба уже выпускаются чипсы, орешки, фисташки… Этой компании явно не хватало пива — и вот оно появилось! С сегодняшнего дня, кстати, в продаже. Заинтересовавшимся ничего не остается, как бежать на магазин.
Что это за напиток, думается, многие уже прочитали. Производители утверждают: это будет уникальный сорт, изготовленный специально для выпуска фирменного пива «Динамо-Минск». Плотность «светлого» составит 13 процентов, крепость — 5 градусов.
— Это классическое, натуральное пиво без модных нынче извращений, — пояснила позже заместитель генерального директора ОАО «Крыница» Ирина Карчевская. – Состав: солод, хмель и совесть пивовара.
Журналистов пригласили в один из покоев кафе: в центре расположился стол с яствами, приманившими взоры вечно голодных, как того требует профессия, работников пера. Начали же представление «два широко известных в узких кругах бармена — Сергей и Максим». Парни умеют делать так…
Так.
Вот так.
…и даже высекать из бутылок искры.
Показалось, ребята чувствовали себя несколько неуютно: вряд ли им часто приходится выступать в светлое время суток да еще и перед столь трезвой аудиторией :). Журналисты и хоккейное руководство были настроены серьезно, поэтому аплодисменты парням пришлось выпрашивать.
Ведущий шоу Максим Югов, который разогревает и болельщиков на матчах, запомнился патетическим вступлением к мероприятию:
— Все делается ради любимых и верных болельщиков. Когда они возьмут в руку баночку пива, почувствуют еще большую принадлежность к команде.
Представляя первого оратора, Югов не стал сдерживать эмоций, назвав компанию, которую он возглавляет «нашим любимым производителем пива». Гендир ОАО «Крыница» без утайки признался: с новым брэндом его компания рассчитывает на серьезный коммерческий успех, а также рассказал об интересе к проекту из Латвии.
Алексей Торбин проведал, что идея с запуском брэндового пива появилась еще два года назад. Янтарный напиток — главный атрибут боления, заявил генеральный директор «Динамо».
Первая партия продаж пива — 185 тысяч банок, а за время хоккейного сезона планируется произвести и продать миллион.
— Это всего 50 тысяч декалитров, — перевел цифру в более привычные для него единицы в беседе с корреспондентом Goals.by Григорий Петкевич. — Мы же в месяц производим не менее полутора миллионов декалитров. Выпуск всей партии пива «Динамо» — это один день работы завода. Так что реализация проекта — скромная задача.
— В таком случае, вашей компании вряд ли удастся серьезно на нем заработать. Может, сотрудничая со спортивным клубом, вы добиваетесь налоговых льгот?
— Ни в коем случае. Даже не думали об этом. Расширение линейки брэнда для нас куда важнее. Маркетинговые проекты, рекламные бюджеты других компаний оттягивают реагирующего на это потребителя. Через возможности предприятия и новый популярный брэнд можно привлечь покупателя, который может обратить внимание на всю нашу продукцию. Пиво сегодня востребовано. А налоги… Мы — послушные их плательщики, и я считаю, что нагрузка в этом плане на нас очень правильная.
— Почему именно «Динамо»?
— Это лидер в своем направлении. Как правило, переплетаются интересы как раз заметных компаний. Когда поступило такое предложение, мы сразу его приняли. Потребителю же нужно постоянно предлагать что-то новое. Понимая, сколько у нас фанов, — только по статистике это 800 тысяч человек — мы решились на такой проект.
— Однако клуб ведь не сразу нашел отклик у производителей пива в нашей стране…
— Национальной компанией в Беларуси является только «Крыница». На нашем рынке сегодня присутствуют в основном выкупленные транснационалами активы. Они пришли к нам «отжимать» деньги. Мы хотим мотивировать потребителя, чтобы обратить внимание на основной брэнд. Уверен, не подведем ожидания болельщиков.
— По цене пиво «Динамо» будет серьезно отличаться от другой вашей продукции?
— Какой бы ни был брэнд, нужно смотреть на ситуацию на рынке. Конечно, он будет соизмерим с остальной продукцией в этой форме расфасовки. Мы постараемся представить пиво в аукционных зонах, поставки сразу же пойдут по стране. В первую очередь это пиво появится на «Минск-Арене». Цена будет умеренной — при прекрасном качестве.
— Каковы перспективы у сотрудничества?
— Время покажет. Не думаю, что мы будем развивать другие виды расфасовок. Достаточно алюминиевой банки — самой экологически чистой упаковки.
С предложением ведущего «что говорить о пиве? Лучше один раз попробовать!» все согласились, пусть поначалу и несмело. А потом, знаете, втянулись. Первое ощущение? «А оно ничего!» Можно сказать, при общем скепсисе по отношению к продукции данной компании я был впечатлен.
Пиво пили и журналисты, и представители обеих организаций — пивоваренной компании и хоккейного клуба.
Правда, в руках Кари Хейккили кружка пива довольно скоро уступила место бокалу с квасом.
— Не любите пиво?
— Сейчас я алкоголь не употребляю. На протяжении сезона хочу работать. Потом, когда будет время, или на большой праздник, после сезона — можно будет.
— Вы противник употребления спортсменами спиртного?
— Когда мы работаем вместе, в команде в поездках у нас очень жесткие правила. В отпуске — пожалуйста.
Поняв, что на алкогольную тему Кари не раскрутить, журналисты переметнулись на спорт.
— Какая задача перед «Динамо» стоит на турнире памяти Салея?
— В первую очередь нужно отметить, что мы будем впервые играть перед родными трибунами. Ребята хотят выступать дома, не только тренироваться. Это очень важно. У нас сейчас тяжелое время. В этот уик-энд — две встречи, потом, через неделю — еще матч. Думаю, мы будем готовы к сезону.
— В какой форме сейчас игроки?
— После поездки в Швейцарию ребята были уставшими. Шесть недель мы работали в жестком режиме. Сейчас график у нас полегче.
— Матч с «Металлургом» будет для вас первым у руля «Динамо» на домашнем льду. Волнуетесь?
— Не думаю. Это у меня не первая новая команда. Стопроцентно сконцентрирован на работе. Это нормальная ситуация.
— С возвращением «Локомотива» и укреплением ЦСКА «Динамо» сможет вести борьбу за попадание в плей-офф?
— КХЛ — очень жесткая лига. Разница между командами совсем маленькая. Каждая дружина должна играть на полную, чтобы побеждать. Перед матчами мы не можем планировать, сколько очков наберем. Чтобы выигрывать, нужно в каждой встрече выкладываться по максимуму и держать концентрацию все 60 минут. Сезон будет длинный, и важно, чтобы у нас был постоянный прогресс. В каждом следующем месяце мы должны играть лучше. Физически, думаю, мы готовы.
— Вы хотите вывести команду на пик формы к развязке чемпионата?
— Лучший вариант — когда дружина выигрывает в конце. Ведь есть коллективы, которые побеждают на старте, а потом потихоньку сдуваются.
— Как на микроклимате в «Динамо» сказался уход Мезина?
— Я ведь не знаю, какой он был раньше. Но сейчас атмосфера в команде очень хорошая — позитивная, новичков приняли тепло.
— Планируется ли еще пополнение в клубе?
— Нет. Что касается уже пришедших хоккеистов, то Стэплтона и Мэрфи я знаю по выступлению в Финляндии. Это командные игроки. Фрегрен — жесткий защитник, который был капитаном в прежнем клубе. Этот парень играет сердцем.
— А хоккеисты пробовали пиво? — робкий голос из толпы во время презентации.
— А у них спортивный режим — им нельзя, — ответил Алексей Торбин.
Динамовский босс признался, что пробовал пиво еще до того, как был подписан контракт с «Крыницей». Чуть позже настало и его время общаться с журналистами.
— «Динамо» сначала выпустило чипсы и орешки, а только потом — пиво. Но ведь употребляют-то сначала напиток, и только потом закусывают :).
— Какая разница, с чего начинать? Главное — результат. А если серьезно — по чипсам быстрее договорились. Больше фанатов нашли в их производстве.
— Какие ближайшие планы клуба?
— Мы работаем с одной мировой компанией по производству информационных технологий над тем, чтобы было удобно просматривать матчи в режиме онлайн с мобильного телефона. Это будет касаться фото и видео, которые не попадают под общую систему. Она только-только начала работать в НХЛ. Думаю, если нам удастся реализовать этот проект, будем первыми в КХЛ. Мы всегда в курсе событий относительно применения информационных технологий в области спорта. Возможно, запустим проект уже в этом сезоне. Сейчас ведем переговоры. Это будет интересно и в плане зарабатывания клубом средств. От продаж каждого товара — пиво, сахар, чипсы и другое — мы имеем определенный процент. Покупая продукцию под нашим брэндом, болельщик приносит в нашу копилку деньги. Какие? Перед началом производства мы подписываем контракт, где это оговаривается.
— Сколько сегодня стоит франчайз «Динамо»?
— Это коммерческая тайна. Для каждого производителя, в зависимости от вида товара, это разная сумма.
— До конца сезона вы планируете продать миллион банок пива. А что дальше?
— Занять лидирующее место в Республике Беларусь. По производству своего пива мы — единственные в КХЛ. У рижского «Динамо» есть контракт с пивоваренной компанией, но их продукция называется по-другому.
— На «Минск-Арене» будет продаваться другое пиво?
— С начала турнира памяти Салея болельщики смогут попробовать нашу продукцию. А другого пива там не будет. Подписывались эксклюзивные договоры, согласно которым иной продукции продаваться не может.
— Поговорим о спорте. Глава клуба доволен новичками команды?
— В предсезонных матчах мы одержали четыре победы, и в них ключевую роль сыграли новички. Хорошо проявили себя наши белорусские новобранцы. С большим оптимизмом смотрю в сезон.
— Как изменилась зарплатная ведомость «Динамо»?
— Она значительно уменьшилась. Средства, которые освободились, направлены на развитие клуба.
— Согласно официальным документам, спортивные организации в нашей стране вскоре должны выйти на полуокупаемость. Далеко от этого находится «Динамо»?
— В прошлом году мы вышли где-то на 12 процентов окупаемости. Среди клубов КХЛ это, наверное, лучший показатель.
— Не ревнуете Хейккиля к сборной?
— Нет, абсолютно. Только рад тому, что мы можем совместно работать с национальной командой.
— Но совмещение постов — это уже анахронизм…
— В каждой тенденции есть исключения. Думаю, это положительно повлияет на наши взаимоотношения со сборной.
— Как все же удалось договориться с Мезиным о полюбовном расставании?
— Сели за стол переговоров, выслушали друг друга. Разная оценка событий приводит к определенным конфликтам. Рад, что здравый смысл все же преобладал в наших отношениях.
— Сезон завершается в апреле, а из сборной Мезин ушел в мае. Почему в клубе посчитали, что у вас есть право его увольнять?
— Мы уже поставили точку в отношениях с Андреем. Даже и не помню, что там было. Столько новых событий…
Ведущий спрашивает:
— Кто неравнодушен к пиву?
Среди множества поднятых рук находятся руки Евгения Попихина и Игоря Матушкина. Что интересно — спортивный директор «Динамо» тоже отметился с бокалом кваса…