20.02.2013 11:03
Спорт

Вадим Буданов вернулся из Праги, где несколько дней посещал матчи местных команд из Экстралиги и КХЛ, чтобы выяснить, почему выстрел из пушки это не всегда страшно, отвернулись ли местные болельщики от своего чемпионата с приходом российского турнира, сколько зрителей собирают поединки «Спарты» и «Славии» и как людей развлекают, а также за что поклонников «Льва» отправляют в Берлин и на скамейку запасных.

День первый: Славься, «Славия»!

Современная «О2 Арена», куда я спешил на матч местной «Славии» (по-фанатски просто «Славки») против «Кометы Брно», вопреки картам Гугл, никак не хотела выдавать свое месторасположение. И хоть навигатор показывал, что нахожусь где-то рядом, отыскать современный 18-тысячный комплекс оказалось сложнее, чем Янтарную комнату. Окончательно запутавшись, обратился за помощью к местным. Оказывается, для того чтобы добраться до нужной точки (пражане говорят «о ту арена» на английский манер) следует проехать на трамвае три остановки по высокому мосту, соединяющему две части холмистого города.

Несколько минут пешком, и построенная в 2004 году красавица-арена перед тобой. С виду комплекс напоминает нашу, родную. Но это только на первый взгляд.

По заверению всезнайки Википедии, комплекс вмещает 17360 зрителей на хоккейных матчах, 18 000 во время концертов и 11 000 на легкоатлетических соревнованиях. Именно здесь хотел выступать пражский «Лев» в нынешнем сезоне. По словам генерального менеджера клуба Нормундса Сейейса, уговорить руководство комплекса не удалось: матчи «Славии» и множество разного рода культурно-массовых мероприятий были застолбили площадку задолго до «Льва». Новичку КХЛ все же удалось отыграть несколько встреч в О2. И новый рекорд посещаемости КХЛ не заставил себя ждать. 9 октября 2012 года на игру регулярного чемпионата между «Львом» и московским «Динамо» пришли 16304 зрителя. К слову, пражская арена, в отличие от минской сестрицы, топ-событиями и вправду забита под завязку. Этим летом здесь выступят исполнители, которыми мы можем любоваться разве что по ТВ: легендарная группа KISS, неординарная Pink, уже подзабытый Эрос Рамазотти, лауреатка 14 наград «Грэмми» Alicia Keys (та, что поет про «New York»), по слухам в июле должна заехать и Рианна.

Фанаты. Кажется, эти люди везде одинаковы: бодрые, шумные, передвигаются стайками, обязательно с пивом и голосистыми выкриками. Делаю остановку у кассы, взгляд задерживается на стоимости билетов. За самый «гуманный» билет — в фан-сектор просят 100 крон (порядка 4 евро), а за самый «обдирательский» – 260 крон (10 евро с копейками). Представляете подобные тарифы в ОЧБ? Отбросив предрассудки, беру билет в фан-сектор, и на всякий случай любопытствую: не опасно ли для здоровья там находиться? «Не волнуйтесь, все будет хорошо!» — уверяет парень-кассир. И тут же советует взять «вступенку» (так звучит по-чешски название билета) подороже, в соседний ряд.

Подступая ко входу на трибуны, уже по привычке готовлюсь предъявить ручную кладь к досмотру. Преждевременно! Портфель просят положить на ленту интроскопа, которым просвечивают содержимое. Стюарты и представители службы безопасности не потрошат вещи и не задают лишних вопросов. Полицейских тут нет и в помине. Ума не приложу, зачем в Беларуси при входе в Ледовый тебя снимают на сомнительную видеокамеру (впрочем, есть одна версия — немногочисленных болельщиков нужно знать в лицо, странно что эти записи не появляются на YouTube).

Внутри здание выполнено в красных тонах. Едва переступив порог О2 Арены, поток чехов устремляется… к еде! Несмотря на толпы желающих насытить свой желудок, очередей у точек быстрого питания нет. По «кольцу» арены расположены 26 стендов фаст-фуда! Они разделены на четыре категории, предлагают ассортимент в зависимости от названия и рассчитаны на 3000 мест. В SANDWICH вас угостят домашними бутербродами и салатами, в CHICKEN LAND — жареными блюдами из курицы, PIZZA LAND предлагает разнообразные виды пицц, HOT DOG — колбаски гриль и хот-доги. Во время концертов гости могут купить вино, шампанское и любимое чехами Cuba Libre — коктейль из кубинского рома и колы. Еду, приобретенную на месте, можно пронести с собой на мероприятие. Интересно, что напитки в целях безопасности (даже кола) продаются в пластиковых бутылках без крышки. Только вдумайтесь в эти цифры: все точки общепита «О2 Арены» способны за 20 минут разлить 10 000 стаканов пива.

Прохожу на трибуны. Специальные датчики фиксируют каждого зрителя. На матч «Славия» — «Комета Брно» пришло без малого пять тысяч человек! Контролируют билеты здесь по нескольку раз, поэтому расположиться поближе не получится. По крайней мере, в первом периоде. Люди вокруг меня — все с пивом в руках. На сиденьях есть подстаканники. Сервис! Скептицизм подключается позже. Аргументом «против» выступает пролитый на мои джинсы пенный напиток неуклюжего соседа-чеха. Уж лучше пейте пиво в баре, ребята.

Первый перерыв. Неужели конкурс на заброшенную шайбу? Бинго! Видимо, ничего лучше, чтобы развлечь болельщиков пока не изобрели. Чехи усложнили конкурс, установив на ворота щиток, оставив лишь небольшую «лунку» в самом низу. Для метких фанатов это — не проблема. Второй конкурс — оригинальней. Несколько участников голыми руками от синей линии на скорость катят шайбу к центру. Эдакий керлинг. 

Конкурс поцелуев Kiss me, который минское «Динамо» устраивает на полперерыва, здесь проходит в другом формате — во время остановок игры. Шоу из этого не делают.

Интересная «фишка» на время паузы — битва фанатов. На видеокубе появляются два окошка, в каждом — представители фан-сектора встречающихся команд. Под музыку те «отжигают» по полной. Мигающие рядом децибелы определяют, кто круче.

С юмором чехи подошли и к штрафам, налагаемым на игроков. Решения арбитров сопровождаются веселыми карикатурами и ярким звуковым оформлением в виде разряда грома, например.

Маркетинг клуба придает большое значение работе с фанатами вне матчей. В соседней галерее «Гарфа», где на крыше расположен ледовый каток, любой желающий может покататься вместе с игроками «Славии», получить автограф и сфотографироваться. Первым 50 счастливчикам дарят календарь клуба. Катаются со своим фанатами не два-три хоккеиста, а почти полкоманды. Выглядит это так:

Видео

Хоккей в Чехии обожают. Он у жителей в крови. В отличие от Минска, чехи даже и не думают забывать о своей Экстралиге, несмотря на приход КХЛ. Хотя со временем все, конечно, может поменяться.

Болельщики чешских клубов присылают (как и в НХЛ) в клуб просьбы подписать карточку или плакат своего кумира. И им охотно идут навстречу, просят лишь вложить конверт с обратным адресом. В фан-шопе «Славии» кроме традиционных атрибутов болельщика можно встретить даже брендированный парфюм, зажигалки, подушки, чехлы для ноутбука и Iphone, гель для душа, скребок для авто, бальзам для губ, открывалку и много других безделушек (так что от «Динамо» в этом направлении новостей будет еще много).

Маркетинговый менеджер клуба Якуб Мезлик, не так давно приступивший к своим обязанностям, считает, что подписание автографов — максимум, который предлагают чешские клубы. И это неправильно. Его политика — улучшить коммуникацию с фанатами, ведь за последнее время посещаемость стадиона упала, объявившийся «Лев» с легкостью может съесть и остальных фанатов. Идеи Мезлику приходится генерировать постоянно. Чтобы объединить любителей футбола и хоккея, клуб предлагает обладателям билетов посещать футбольные матчи одноименной команды за полцены. На сайте «Славии» можно совершить небольшой виртуальный тур в раздевалку игроков. Набирает обороты и веб-ТВ, приоткрывающее закулисье клубной жизни.

День второй: В духе «Спарты»

Арена второй пражской команды – «Спарты» — сооружение 1962 года. При виде «старушки» тотчас понимаешь, почему господин Сейейс из «Льва» так не хотел начинать сезон именно здесь.

При знакомстве поближе, оказывается, для 50-летней «дамы» сохранилась она не так уж плохо. Отправляясь на матч «Спарта» vs «Маунтфилд» снова приятно удивлен: трибуны заполнены едва ли не на половину.

Название команды из Чешских Будеевиц вряд ли что-то скажет белорусскому болельщику. При рассмотрении ростера разных сезонов поближе в очередной раз убеждаюсь — хоккейный мир тесен! В сезоне 2003/04 за чешский клуб выступал 30-летний Андрей Мезин, в котором провел всего 19 матчей. С ним же играл и Ярослав Кристек из «Немана», а сезоном раньше Йиржи Новотны — капитан «Льва». Несколько сезонов клубу верой и правдой служил Томаш Курка, недавно покинувший ОЧБ и вполне неплохо устроившийся в Германии, а также Вацлав Недорост из «Донбасса».

Трибуны у «Спарты» старенькие, пластиковые. Небольшой VIP-сектор с мягкими креслами обустроен столиками, за которыми гости могут перекусывая наблюдать  происходящее на льду. Матч начинается в лучших традициях КХЛ: хоккеисты под пламенные вспышки выезжают из огромного маскота клуба — спартанца, у того даже свой Твиттер есть. Фанатский сектор здесь стоячий и расположен за воротами команды. Полицейских на арене нет. Чтобы обезопасить болельщиков от самих себя, их попросту разводят по разным сторонам, и выход-вход на арену у них отдельный.

Ди-джей матча — человек с юмором. Когда игроки команды соперника подъезжают на разговор с судьями на всю арену раздается пронзительный детский плач. Трибуны ложатся со смеху. А еще каждое наказание, вынесенное судьями, здесь также сопровождается видеорядом на кубе.

В перерыве иду осмотреться. Второй этаж пестрит разнообразием закусочных. Какой чех не хочет пропустить стакан пива с жареными колбасками! Цены — демократичные. Пол-литра пенного — от 30 до 38 крон (1,5 евро) и колбаски — 3 штуки за 50 крон (2 евро).

Во время пауз народ развлекают стандартным конкурсом «попади по воротам», а также довольно нескучным соревнованием нескольких пар на машине с двумя рулями и расшатанными колесами. А во время матчей веселый ведущий требует народ пошуметь, чтобы измерить уровень эмоций.

Вообще, в плане маркетинга даже некоторые клубы КХЛ отстают от чешских на полтора шага. Казалось бы, сайт команды. Что можно выдумать нового? А «спартанцы» взяли да разместили на домашней страничке твитты своих игроков. Хотя местных Полей Биссонетов нет, но почитать посты некоторых ребят (самые активные — легионеры) довольно любопытно.

День третий: в пасти «Льва»

Несколько слов — о матчах «Льва». Несмотря на все предрассудки и злые языки, чехов на поединки новичка лиги приводит живой интерес, а не разнарядка из местного горисполкома. В первый сезон в КХЛ минское «Динамо» могло только мечтать о такой посещаемости, а уж клубам ОЧБ подобное не светит ой как долго.

Маркетологи «Льва» также изо дня в день придумывают разные идеи, дабы привлечь и удержать народ на трибуне. Например, за каждый забитый хозяевами гол среди зрителей разыгрывается ужин в ресторанчике клуба с веселым названием «На скамейке запасных». Для этого достаточно попасть в объектив камеры. Мелочь, а приятно. Или угадавший счет встречи получает оплаченное для двоих проживание в Берлине на несколько дней. Маскоты стреляют из пушки майками клуба в зрителей, и славятся своей неназойливостью.

Сравнивать уровень чешской Экстралиги с белорусским ОЧБ — что торт «Наполеон» с вокзальными пирожками. Чехи ни в чем не уступают некоторым представителям КХЛ в части организации турнира, и хоккей показывают приличный. Уже давно перестал верить в россказни игроков, которые как по шаблону рапортуют, что стремление играть в КХЛ обусловлено желанием попробовать новый уровень, попробовать себя в лучшей лиге. Иностранцы всегда гнались за длинным рублем! Деньги для них — мерило всех мерил. Лукаш Крайичек — некогда самый высокооплачиваемый игрок Чехии. До приезда в «Динамо» он получал 34 000 долларов в месяц. В интервью местным СМИ Лукаш не скрывал, что отправился в Минск пополнять свой бюджет. Смотрим фото.

…Сложно снова оказываться в белорусских реалиях. Ведь к хорошему привыкаешь быстро. Кажется, только в Чехии можно покататься с любимыми игроками на катке, сходить сдать кровь на благотворительной акции, поиграть в боулинг или посидеть в ресторане сразу после матча, празднуя гол. Или будет все-таки праздник и на нашей улице, причем не только в КХЛ?

Вопросы организации белорусского спорта будут обсуждаться 1 марта на конференции по спортивному менеджменту «Спортивные топ-лиги в Беларуси».

Следите за новостями так, как вам удобно:

Подпишитесь на новостную ленту Telegraf.by в удобном для вас сервисе и ничего не пропускайте!

Дзен Новости Google Новости Telegram Facebook VK.com OK.ru Пульс