Байдачный: «Войну и мир» читал четыре раза

24.12.2013 14:43
Спорт Редакция

Сейчас будет немножко пафоса. Чтение — это пусть и не очень модно, но очень хорошо. От книг мысль шевелится лучше. По просьбе Goals.by Анатолий Байдачный рассказал о своих литературных предпочтениях. Один из самых эрудированных тренеров страны вспомнил, как читал Солженицина в самиздате, многажды перечитывал Толстого и наслаждался Шолоховым.

— Мне кажется, раньше в школе уделяли большее внимание изучению русской литературы и языка. Занятия по этим дисциплинам проводились каждый день. Теперь как-то меньше. Думаю, если человек не знает языка, носителем которого является, его, мягко говоря, можно назвать необразованным. А что до чтения, то великий французский философ Дидро говорил: «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». Я с этим полностью согласен.

«Раковый корпус», Александр Солженицын

— Произведения Солженицыны во многом перевернули мировоззрение людей в 60-70-х годы. Сперва я прочитал «Один день из жизни Ивана Денисовича». Этот текст публиковался официально. Тогда мне было мало лет. Не то восприятие. После Солженицына запретили. Затем я прочитал в самиздате его «Раковый корпус». Роман произвел на меня неизгладимое впечатление. Просто шокировал.

Нелегальные книги издавали за рубежом. Потом передавали в СССР и делали копии. Чтение подобной литературы преследовалось законом. Я мог серьезно пострадать за ознакомление с «Раковым корпусом». Тогда выступал в московском «Динамо». Думаю, узнай кто о моем увлечении Солженицыным, я стабильно стал бы не выездным за границу. «Раковый корпус» — прекрасная вещь. Хотя Солженицину на своей книжной полке я рад  в совершенно любом виде.

Лирика, Константин Симонов

— Советская литература, безусловно, заслуживает внимания. В те годы хватало великолепных писателей вроде Шолохова или Симонова, поэзию которого я очень люблю. Конечно, его трилогия «Живые и мертвые» прекрасна. Но поэзия Симонова мне все равно нравится больше.

«Война и мир», Лев Толстой

— Я считаю, каждый культурный человек должен прочитать в своей жизни «Войну и мир». Лично я сделал это четырежды в разном возрасте. Первый раз читал в школе — девятом или десятом классе. Впечатление было получено. Но многие отступления и сноски показались занудными. Они отвлекали и рассеивали внимание. Мне кажется, школьный возраст — период, когда читать «Войну и мир» преждевременно. Написанное воспринимается очень тяжело. В тексте много философии, рассуждений, интересных взрослых взглядов на жизнь. Те же слова князя Болконского, например, и так далее. Оттого да, «Войну и мир» школьникам лучше не давать…

По окончании школы я перечитал это произведение в первый раз. Во второй — лет в 30. А затем — в 40. Каждый раз получал удовольствие.

«Игрок», Федор Достоевский

— Что до Достоевского, то тут та же история, что и с Толстым. Для школьников рановато. В текстах Достоевского присутствует далеко не детская психология. Лучше читать в более зрелом возрасте. Если говорить о любимом произведении автора, то обойдемся без школьного «Преступления и наказания». Мне больше нравится роман «Игрок». Достоевский ведь сам был игроком. Так что знакомство с философией и психологией человека, который любит атаковать и рисковать, получилось интересным.

«Айвенго», Вальтер Скотт

— Представители нашего поколения вообще очень много читали. Помимо своих авторов увлекались зарубежными. Мы зачитывались Конан Дойлем, Жюлем Верном, Дюма, Вальтером Скоттом. Помню, «Айвенго» я прочитал во втором классе. Романтика. Было очень интересно. Тогда эпоха компьютеров еще не наступила. Занимали себя книгами.

Шестой-седьмой класс — период, когда я читал приключенческую литературу и фантастику. Мне кажется, это полезно на определенном этапе. В свое время я прочитал много Станислава Лема, Рея Брэдбери. Полеты в космос, жизнь на других планетах плюс сюжетная закрутка — просто прекрасное сочетание.

И тут важна вот какая мысль. Я помню, в мои школьные годы учителя литературы были очень фанатичными людьми. Они любили и очень хорошо разбирались в теме. Подсказывали, всегда направляли, объясняли, что и как понять. В старших классах литературу нам преподавала женщина, которая прошла блокаду Ленинграда. Человек высокой культуры. Учительница так декламировала стихи Маяковского, что его творчество начинало нравиться всем. То есть в моем понимании очень многое зависит от проводника. В идеале преподаватель литературы — это человек с развитыми эстетическими взглядами.

«Поднятая целина», Михаил Шолохов

— Шолохов… Не знаю, читают ли его сейчас в школе. Лично для меня очень интересный автор. И даже не столько его «Тихий Дон», сколько «Поднятая целина». Живой народный юмор — я читал взахлеб. Студенчество — думаю, оптимальный период для ознакомления с Шолоховым. Школа — снова-таки рановато.

«Сибирская жуть», Александр Бушков

— Я читаю современных авторов, но предпочитаю исторические романы. Например, Бушкова. «Сибирская жуть», «Рыцарь из ниоткуда». Интересные вещи. Акунин — всего перечитал. Тоже автор исторических романов, который очень легко воспринимается. Понравился «Князь Владимир» Юрия Никитина.

А современные авторы, которые описывают нынешнее время, мне не очень интересны. Все эти романы, которые потом экранизируются в вещи вроде «Антикиллера», я не читаю. Примитивно как-то.

«Китайское расследование», Колин Кэмпбелл, Томас Кэмпбелл

— Сейчас читаю эту книгу. Американский ученый по просьбе китайского премьер-министра проводит исследования заболевания раком. Все происходит в 70-е годы. Ученый приходит к открытию, что животный белок влияет на хронические болезни. И вот в книге рассказывается о правильном образе жизни и питании. Об избавлении человечества от таблеток и операций. Мне интересно. Хорошо написано. Вообще, мне очень нравятся исследования и документальные вещи — исторические и другого толка.

Итог

— Меня всегда забавляет мнение, будто футболисты — нечитающие люди. А кто тогда читающие? Хоккеисты :)? Если на то пошло, то я считаю футболистов более читающими людьми, чем хоккеистов. Все в этом мире относительно. Многие работники умственного труда читают только профильную специализированную литературу. И после этого их стоит называть читающими? Все от человека зависит, от его воспитания, полученного дома, в школе. Если человек приучен читать, то он и продолжит это делать. И профессиональная принадлежность в данном отношении неважна. Я знаю множество футболистов, которые читают и интересуются не только спортом. Ребята моего поколения — Юрий Курненин, Юрий Пудышев. Вообще, советские футболисты много всего знали, всегда хорошо шутили. И если человек знает, как правильно юморить, значит, обладает информацией. А обладание информации — продукт чтения и живого интереса.

Представители нынешнего тренерского штаба сборной Беларуси Кондратьев и Зыгмантович — люди достаточно начитанные и грамотные. С ними приятно беседовать. И в той национальной команде, которой руководил я, тоже хватало интересных ребят. Когда мы летели куда-нибудь, я обращал внимание, что игроки читают.

В общем, читать надо больше. И читать качественную литературу, не засоряя мозги всякой ерундой. Это не приводит ни к чему хорошему. И еще. Я считаю, что в школьной программе все-таки должно профилировать воспитание патриотических чувств. Вот меня воспитывали патриотом. Я всегда любил и буду любить Советский союз. И мне бы хотелось, чтобы в школе воспитывали поколения, которые бы относились к своей родине так же. Ведь теперь у нас стало модным хаять свою страну. И в Беларуси, и в России. На самом деле это пошло. Обратите внимание: хоть один американец хает свою Америку? Хотя там проблем побольше, чем у нас. Поэтому хотелось бы, чтобы литература воспитывала чувства любви к своей родине, чтобы духовные ценности снова возобладали над материальным, чтобы люди друг друга уважали.

Как вам новость?