Позиция «продукт менеджера», в зависимости от компании, называется по-разному и занимает он розное место в организации. Часто должность путают или сравнивают с позицией менеджера по маркетингу продуктов. Разнообразное толкование роли этой должности очень распространено, и само название должности очень часто приписывается людям с резко различающимися функциями и обязанностями. Это связано с традициями в компаниях и часто интуитивным подходом основателей компаний и руководителей организаций к определению должностей.
Первоначально должность менеджера по продукту была создана в технологических (IT) компаниях — там его круг обязанностей и сама функция лучше всего определены.
Вклад менеджеров продукта в развитие бизнеса был также оценен компаниями, производящими потребительские товары, товары повседневного спроса и даже фирмами, оказывающими услуги, например, в компаниях из финансового сектора. Сегодня продукт менеджер управляет неоригинальными продуктами, такими как страхование, кредиты и финансовые инструменты, но, как и в любой отрасли, имеет дело со всеми функциональными элементами продукта. Поэтому, конечно, позиция «продукта менеджера» из всех этих отраслей не может быть применена к одному знаменателю.
Многие компании используют определение «продукта менеджера», полученное из описания позиции бренд-менеджера, и обычно такой человек занимается маркетингом продукта, то есть коммуникационной деятельностью. Что отличается создание продукта и от информирования о нем о клиентов? Конечно, эти две роли обычно связаны с компетенциями, и часто люди на таких должностях выполняют функции продукта менеджера и менеджера по маркетингу продуктов. В небольших организациях это даже хорошо, но в крупных компаниях такое решение не приносит хороших результатов. Трудно объединить эти две позиции в одну, потому что лица, которые их выполняют, должны иметь разные компетенции: менеджер по продукту должен быть больше инженером, чем маркетологом, тогда как менеджер по маркетингу продукта должен быть специалистом по маркетингу, но оба должны сотрудничать друг с другом.
10 главных задач
Менеджер по продукту должен заполнить пробел между отделом исследований и разработок и клиентами. Его задачи должны включать:
- сбор информации о клиентах, их потребностях
- генерировать идеи для новых продуктов
- выбор идей для нового продукта из разных источников:
- клиенты
- специалисты отрасли
- руководители отделов вашей компании
- сотрудники отдела продаж и маркетинга
- обслуживающий персонал
- подготовка анализов о состоянии рынка и тенденциях
- разработка и реализация планов развития продукта
- внедрение новых продуктов, улучшение и модификация существующих
- разработка и внедрение товарной стратегии
- подготовка планов продаж на основе данных о продажах и исследования рынка
- контроль позиции конкурентов на рынке и анализ их продукции
- создание финансового анализа продукта
- ценовое позиционирование и подготовка ROI для каждой новой инвестиции
- прогнозирование проблем продукта и выработка решений
- нести ответственность за успехи и неудачи вашей продукции.