Крымские дайверы попросят Черноморский флот затопить несколько кораблей

Крымские дайверы намерены обратиться к командованию Черноморского флота Российской Федерации с просьбой отдать под затопление списанные корабли.Об этом журналистам в рамках пресс-тура Туристическо-оздоровительный потенциал Ялты сообщил глава организации Аквасфера, депутат Ялтинского горсовета Игорь Зорин. Он пояснил, что затопленные корабли будут выполнять роль искусственных рифов — поддерживать экологический баланс и нивелировать последствия тралового лова рыбы в Ялтинском заливе.

«Акватория Ялтинского залива от Аюдага до Ласточкиного гнезда занимает порядка 20 километров. … Для создания искусственных рифов понадобятся пять-шесть крупных объектов — к примеру, кораблей длиной 50-60 метров», — отметил Зорин.

По его словам, дайверы надеются, что Черноморский флот РФ, учитывая «потеплевшие отношения между странами», сможет отдать им несколько старых суден. «Возможно, есть какие-то старые списанные корабли, которые собирались отправить на металлолом. … Нам нужно получить три-четыре корабля. Но если хоть один дадут — и то огромное будет спасибо», — сказал Зорин, добавив, что в Турции тоже практикуется затопление кораблей. По его словам, как правило, это проще и дешевле, чем резать судна на металлолом.

Отвечая на уточняющий вопрос журналистов, собираются ли дайверы обратиться с аналогичной просьбой к украинскому флоту, Зорин подчеркнул: «К сожалению, у украинского флота так мало кораблей, что там особо нечего топить».

По словам депутата, судна будут затапливаться в Ялтинском заливе на глубине от 20 до 40 метров и не помешают судоходству. Перед затоплением корабли очистят от горюче-смазочных материалов и прочих загрязняющих веществ. При этом Зорин признал, что стандартов такой очистки нет ни в Украине, ни в России — «только в Канаде, там они этим занимаются».

Параллельно дайверы планируют создавать искусственные рифы из бетона и строительного мусора. Однако это направление, по предварительным подсчетам, обойдется дороже: бетонные кубы «два на два метра» будут стоить порядка двух тысяч гривен каждый, а «сделать их надо как минимум пятьсот, да еще и положить на дно».

Программу создания рифов в Ялтинском заливе поддержали местные власти. Как только она пройдет экспертизу в Институте биологии южных морей и будет утверждена сессией Ялтинского горсовета, ее передадут на согласование в профильные министерства. «Очень бы хотелось что-то первое затопить к следующему сезону и придать этому широкую огласку», — подытожил Зорин.

Напомним, в начале апреля текущего года СМИ сообщали о запланированном сокращении списочного состава Черноморского флота. Тогда речь шла о намерении списать большой противолодочный корабль Очаков (введен в строй в 1973 году) и дизельную подводную лодку Б-380 Святой князь Георгий (введен в строй в 1982 году).

В июне главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий сообщил, что до 2020 года флот пополнится 15 новыми надводными кораблями (фрегатами проекта 22350) и дизельными подводными лодками (проекта 677 Лада).