Предвыборные кройка и шитье. Горячий сезон украинской политики

Верховная Рада перекроила всю страну под местные выборы, Владимир Зеленский упражняется в микроменеджменте, а НАБУ пришло в гости к судьям. Сезон отпусков, говорите?

Июль, дачи, пляжи, круизы? Ничего подобного! Высокий сезон в украинской политике и не думает заканчиваться, пишет Валерий Литонинский в №14 Журнала Корреспондент.

Даже наоборот — на носу местные выборы, которые Верховная Рада уже официально назначила на 25 октября. И спикер парламента назначает внеочередную сессию на 21 июля. А потом заявляет, может на июль-август назначить еще парочку внеочередных. Снова турборежим и бешеный принтер? Видимо, да. Слишком много проблем накопилось за время карантина.

И слишком много дел собралось до начала осени. Например, Рада не получила и не обсудила бюджетную резолюцию на 2021 год — это явный признак того, что бюджетный процесс стартует с опозданием. Не исключено, что даже после местных выборов. Хотя очередную бюджетную резолюцию правительство должно внести в Раду в июне, а сам проект закона о госбюджете — до 15 сентября. Хотя премьер-министр на одном из июльских дней вопросов правительству заявил, что «Ми дійсно зараз знаходимося в процесі макроекономічного планування, планування макропоказників і створення так званої Бюджетної резолюції, хоча законом це в цьому році знято в зв’язку із коронаситуацією, але Міністерство фінансів працює».

25 ОКТЯБРЯ

Они точно не пройдут в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей, так что спекуляции на эту тему можно прекращать. К тому же 20 июля Дмитрий Разумков заявил, что законопроекты о выборах на оккупированных территориях в Раде отсутствуют: «Насколько мне известно, по состоянию на сегодня таких законопроектов, которые бы регламентировали выборы на временно оккупированных территориях и Крыма, и Донбасса, пока что на рассмотрении Верховной Рады нет».

Но и без этого проблем с выборами хватает. По давней украинской традиции аккурат перед голосованием депутаты в очередной раз переписали избирательный кодекс. Но сейчас парламент даже пошел дальше, поменяв еще и административно-территориальное деление страны. Все вместе это рискует превратить предстоящие местные выборы в настоящий хаос. И кто от этого выиграет?

Вместо 490 существующих районов Рада создала в Украине только 138 новых. Такое укрупнение произошло в рамках реформы децентрализации. И формально депутаты уверяют, что руководствовались исключительно благими намерениями. Однако тут скорее классическое «хотели как лучше, получилось как всегда».

Главная цель укрупнения районов, озвученная властью, — экономия бюджетных средств. Функции у всех районных органов власти одинаковые, а нагрузка сильно отличалась из-за разных размеров районов и количества жителей в них. К примеру, в Украине были шесть районов с населением до 10 тыс. человек и одновременно три района с населением более 150 тыс. человек. Теперь же решили сделать все районы с численностью населения не менее 150 тыс. Еще Кабмин установил такие правила укрупнения: административным центром района должен быть город с самым большим количеством населения, причем обязательно не менее 50 тыс. человек; от самого дальнего села расстояние до райцентра не должно превышать 60 км.

Вот только при нарезке районов эти правила были грубо нарушены. Рассмотрим несколько примеров. В Киевской области вместо 25 районов сделали семь. Самый большой и одновременно самый привлекательный из-за близости к столице Киево-Святошинский район стал Бучанским. Хотя самый большой город района — Ирпень. В нем проживает под 100 тыс. человек, а в Буче — только 36 тыс. Более того, Буча пользуется инфраструктурой Ирпеня. Именно в Ирпене находятся региональные подразделения Нацполиции, налоговой, ГСЧС, суд и так далее. Но райцентр теперь будет почему-то в Буче. Или Бориспольский район — в него вошли Бровары с населением около 100 тыс. человек, а райцентр будет в Борисполе с населением 60 тыс.

Фактически новое территориальное деление превратилось в битву местных элит, которые боролись за каждый лес, карьер и ставок, чтобы правильно «нарезать» контроль над ним. Статус городов областного значения ликвидируется. Все деньги сейчас потекут в райцентры, которые и будут их перераспределять. Так что бороться действительно было за что.

Людей же больше всего беспокоит, что новое районирование создаст дополнительные неудобства. До нового райцентра будет тяжелее добраться, это усложнит получение государственных услуг, вместе с укрупнением районов сократится сеть районных больниц, сократят и ряд бюджетников и сотрудников коммунальных служб.

Причем такие опасения небезосновательны. Норма в 60 км расстояния от любой точки в районе до райцентра в новом делении соблюдается не всегда. Например, в Житомирской области есть села, которые будут находиться на расстоянии 80 км, а то и 150 км от новых райцентров. И еще: во многих регионах дорожная сеть организована радиально, то есть более или менее приличные дороги идут радиально от областного центра сквозь два-три района до границы области. А вот непосредственно между районами, нанизанными на соседние, такие радиальные дороги могут иметься разве что грунтовки. И путешествие из одного бывшего райцентра в другой по нормальной дороге может представлять собой такой маршрут: едем от райцентра до окружной дороги, что вокруг областного центра, затем по окружной до другой радиальной дороги и потом уже по ней — до второго райцентра. А теперь представим, что те два района слили в один. И люди будут кататься в укрупненную поликлинику. Ну очень комфортно.

Но в партии Слуга народа уверяют, что для жизни украинцев ничего не изменится, зато удастся сэкономить 1,4 млрд грн из бюджета. Зато оппозиция сможет по полной использовать недовольство населения новым районированием на местных выборах. Повесив всех собак за новое деление на «слуг».

Еще один аргумент в агитации против «слуг» — деньги. Те самые финансы, без которых остались местные бюджеты в марте-мае. Дело в том, что основные налоговые льготы бизнесу давались за счет местных бюджетов: к примеру, временно отмененный налог на землю наполняет местные бюджеты, а не идет в центральный. Падение выплат зарплат из-за роста безработицы явной (увольнения) и скрытой (неоплачиваемые отпуска) привели к резкому снижению поступлений в местные бюджеты от налога на доходы физлиц, а это основной источник таких бюджетов.

Из центра субсидиями местных боссов не особо жаловали. Так что у местных элит есть что предъявить центру. И предъявят. Потому обычного июльско-августовского затишья вроде «від петрівок до Незалежності» мы не увидим в нынешнем году.

 ВО ИМЯ БОЛЬШИХ ПАРТИЙ

Отыграться партия власти решила с помощью изменений в избирательный кодекс. Местные выборы в Украине пройдут снова по новым правилам. Называют их пропорциональной системой с открытыми списками, но фактически никакие списки особо не открытые, а роль партийных боссов при их составлении все так же велика.

Главная избирательная новация состоит в том, что теперь выборы по партийным спискам будут проходить во всех населенных пунктах с числом избирателей от 10 тыс. А раньше порог был — 90 тыс. Пользу подобная норма принесет крупным парламентским партиям. Прежде всего, Слуге народа. Ее подопрут плечом сильные местные лидеры. Или не подопрут.

Получится так, что популярных местных активистов и авторитетных лидеров загонят в ряды больших партий, что решает проблему с кадрами. Понятно, что партия власти тут будет особо привлекательна. Кроме того, местами в списках можно, как и раньше, приторговывать. У партий начинается время «сбора урожая» — шутят политтехнологи.

После таких нововведений Слуга народа даже первого своего кандидата в мэры назвала. Завершилась эпопея с так называемыми праймериз внутри партии по определению кандидата в городские головы Киева.

Хотя, конечно, никаких настоящих праймериз не было и близко. Все решили на Банковой. Но из желающих побороться с Виталием Кличко выстроилась целая очередь народных депутатов. Александр Дубинский снимал видеоролики о велодорожках и туях, Александр Качура раздавал газету и читал стихи, Николай Тищенко угощал лимонами, засыпал песком детские площадки, развешивал плакаты и танцевал тверк.

А выбор в итоге пал на Ирину Верещук. Говорят, что она просто нашла общий язык с главой ОП Андреем Ермаком. Также среди влиятельных покровителей Верещук называют спикера парламента Дмитрия Разумкова. Именно Разумков в качестве политтехнолога консультировал Верещук, когда ее избрали мэром города Рава-Русская Львовской области. Теперь, конечно, задачи перед ней стоят совсем другого масштаба.

За несколько часов до официального объявления кандидата в мэры Киева от Слуги народа один из участников так называемых праймериз уверял Корреспондент, что фракция не поддержит выдвижение Верещук и «будет бунт». Но когда к «слугам народа» приехал лично Владимир Зеленский, чтобы агитировать за кандидата в кандидаты, то никакого бунта не случилось.

Президент заявил, что Верещук получила поддержку от фракции «слуг», хотя за нее проголосовали только 87 нардепов — это около трети монобольшинства. Также глава государства ссылался на какую-то социологию, по которой именно она самый рейтинговый кандидат от партии власти. Что ж, ему виднее — СН поставила на кон свою шкуру.

Пока единственным преимуществом Верещук в атаке на Кличко называют то, что она женщина, и поэтому ей якобы будет проще оппонировать действующему мэру. Сомнительное преимущество, конечно. Верещук — один из самых публичных спикеров Слуги народа, исправно путешествующая по телеэфирам, у нее есть черный пояс по карате.

Но ее узнаваемость в Киеве и близко не сопоставима с Кличко. Даже выйти во второй тур ей будет сложно. Пока куда большие шансы на это у предпринимателя Андрея Пальчевского и шоумена Сергея Притулы, который, по данным источников Корреспондента, таки будет баллотироваться в мэры от партии Голос.

Но есть у власти и запасной план для Киева, в рамках которого вовсе не обязательно побеждать Кличко. В Раде уже прошел первое чтение и активно готовится ко второму новый закон о столице. Он предусматривает разделение должностей мэра Киева и главы КГГА. Таким образом, можно будет сохранить контроль над столицей, даже не договариваясь с Кличко. Впрочем, просто такие нововведения не пройдут. Сопротивление, в том числе в обществе, будет жестким. Виктор Янукович уже пытался провернуть такую схему — закончилось это плохо.

В истории с так называемыми праймериз интересно вот еще что: без участия президента «слуги» не могут спокойно принять решение даже о кандидате в мэры. Хотя формально (согласно закону) глава государства не может участвовать в руководстве партией. Но вынужден, чтобы направить уже распадающееся монобольшинство в конструктивное русло.

И, конечно, Зеленский сразу пытается привязать кандидата от Слуги народа к собственному образу и рейтингу, чтобы дать ей хоть какой-то шанс. Он что, так в каждый город будет ездить? Наверное, да.

Пресс-служба Офиса президента

БЕЗ ОБЩЕГО ПЛАНА

Предшественника Зеленского Петра Порошенко часто обвиняли в микроменеджменте — желании лично контролировать все, даже самые мелкие вопросы. Владимир Александрович, похоже, начинает «заболевать» тем же. И выборами тут дело не ограничивается. Спускается он и до других тем, явно не своего уровня. Вот в Киеве долгое время бастовали шахтеры. Прямо под Офисом президента, что очень напрягало его хозяина. В конце концов, государственное Центрэнерго согласилось закупать украинский уголь для своих теплоэлектростанций, хотя до этого больше двух месяцев использовало более дорогой газ вместо угля.

Шахтеры свою акцию прекратили, шахты вышли из простоя и возобновили добычу. Говорят, что Зеленский лично курировал договоренности, вплоть до того, когда именно начнутся поставки и будут произведены расчеты. Причем уголь, кстати, Центрэнерго будет покупать по цене импортного паритета, то есть по той же формуле Роттердам +, которую ранее в Украине считали коррупционной. Даже сам Зеленский нелицеприятно о ней отзывался, а НАБУ завело целое дело.

Теперь же подобные договоренности преподносятся как победа, а государство возвращает формулу на энергетический рынок. При этом ни у Зеленского, ни у власти в целом не видно комплексного понимания того, что с этим самым рынком делать, как убрать причину шахтерских протестов в принципе. Есть только ситуативное латание дыр, пока не будет нового кризиса.

Еще опаснее то, что отсутствует единая визия и в оборонной сфере. Зеленский за год президентства так и не сформулировал, какие задачи он хочет решать в оборонке. Зато Рада назначила целого вице-премьера — министра по вопросам стратегических отраслей промышленности, которым стал Олег Уруский.

Во-первых, даже не понятно, какие конкретно отрасли считаются «стратегическими». Зато создается новое министерство — без бюджета, без полномочий, без определенного функционала, без структуры. Вроде как Уруский должен отвечать за оборонно-промышленный комплекс, об этом говорит и вся его предыдущая биография, и первые комментарии. Но почему тогда не создать конкретно министерство ОПК? Да и к самому новому министру масса вопросов. Например, он чуть ли в первый день на должности заявил, что национальной идеей может стать система Воздушный старт — запуск ракет-носителей в космос с борта тяжелого транспортного самолета. Странная идея — а продавать эту услугу кому? После того как успешно стартовали частные космические фирмы. Есть у нового вице-премьера видение тех самых стратегических отраслей — после идеи о Воздушном старте ответ вроде очевиден, и он весьма грустный.

Есть вопросы и к биографии нового главы Антимонопольного комитета Украины Ольги Пищанской. Раньше она работала в Метинвесте и АрселорМиттал. Однако злые языки ее назначение связывают прежде всего с тем, что ее сестра — соседка семьи Зеленских в Кривом Роге и ведет с ними совместный бизнес. Пищанская говорит, что связи сестры слишком преувеличивают в медиа, а она всего добилась сама.

Новоназначенный глава Нацбанка Кирилл Шевченко получил со старта комбо-приз: волну хейта в соцсетях и начавшуюся в день его назначения девальвацию гривны почти на три процента за неделю. При этом уполномоченные руководители из Нацбанка несколько дней санкционировали выход с продажей валюты до того момента, пока курс во второй половине дня в понедельник, 20 июля, не добрался аж до 27,67. Что это было? Тем более что для сдвига курса никаких реальных причин не было.

EPA

Новый глава Нацбанка Кирилл Шевченко

Хотя назначение Шевченко сопровождалось разгоном слухов о том, что он запустит эмиссию и благословит девальвацию гривны, сам новый глава НБУ во время представления в Раде пообещал, что неконтролируемого печатания денег не будет, а сотрудничество с международными кредиторами продолжится. Курс, по мнению экспертов, просядет не более чем до 29-30 грн за доллар, то есть даже не настолько сильно, как предполагал закон о госбюджете-2020. А первой задачей Шевченко на новом посту наши источники называют избавление Нацбанка от влияния Валерии Гонтаревой.

На самом деле есть четыре маркера, по которым позиция Шевченко как таковая станет понятна довольно быстро.

Первая: денежно-кредитная политика — управление учетной ставкой, поведение НБУ на валютном рынке.

Вторая: банковский надзор и регулирование — начнется ли переход к такому надзору, который не будет сводить кредитование МСБ к нулю, как это происходит сейчас.

Третья: перейдет ли НБУ по части финмониторинга от кошмарения коммерческих банков по поводу так называемой борьбы с отмыванием к правильному риск-ориентированному подходу, при котором 99,99% банковских клиентов не будут подозревать о существовании финмониторинга в принципе.

Четвертая: активность НБУ в судах по поводу национализации ПриватБанка. Тут все понятно и без лишних деталей.

СУДЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Кроме закрытия кадровых вопросов попыталась Рада в очередной раз расправиться и с НАБУ. Но закон, упрощающий увольнение директора бюро, снова не нашел поддержки в зале. Антикоррупционеры на усилия депутатов ответили беспрецедентными обысками и вручением подозрений сразу семи судьям. Такого в истории Украины еще не было. Дело касается печально известного Окружного административного суда города Киева. Того самого, который при странных обстоятельствах отстранял Ульяну Супрун от выполнения обязанностей министра здравоохранения и пытался отменить национализацию ПриватБанка. Это вообще уникальное судебное учреждение, против которого уже возбуждалась масса дел. Ранее НАБУ публиковало аудиозаписи с разговорами судей о том, как они планировали избежать переаттестации и повлиять на Высшую квалификационную комиссию судей.

Судьям ОАСК во главе со своим руководителем Павлом Вовком вменяют чуть ли не создание настоящей ОПГ. Якобы сами придумывали иски в свой же суд, сами их удовлетворяли или отменяли за деньги. НАБУ ссылается на аудиозаписи, в которых люди с голосами, похожими на голоса судейских, обсуждают, как заблокировать закон о незаконном обогащении, конкурс в Высший совет правосудия, отменить проверку Нацагентства по противодействию коррупции и так далее. Якобы даже дошло до того, что судьи рассуждали о том, как напугать депутатов и чиновников запретом на выезд за границу или как установить отсутствие коалиции в Раде. «Так, а что ты это, сомневался в нашей политической проституции?» — говорит на пленках человек с голосом, похожим на голос Павла Вовка.

Почему вокруг Окружного админсуда разгорелся такой скандал? Потому что это единственный суд, рассматривающий все дела, которые касаются решений высших органов власти. И ни одна из многочисленных судебных реформ пока никак не коснулась этого монстра.

«Неликвидированный, нереформированный, неоцененный», — говорит о своем суде все тот же человек с голосом, похожим на голос Павла Вовка. Каждая власть оставляла для себя ОАСК как такой удобный инструмент влияния на ситуацию, в случае чего. Теперь судьи ОАСК обещают отстаивать свои права в судах.