Транспорт возвращается. Исчезнут ли маршрутки

В Украине 22 мая начинается второй этап выхода

Карантин в общественном транспорте ослабили с 22 мая. Теперь можно войти без пропуска, но нужно соблюдать другие требования.

В Украине 22 мая начинается второй этап выхода из карантина. Он предусматривает восстановление работы общественного транспорта без спецпропусков. Однако число пассажиров не должно превышать количество сидячих мест.

Пассажиров призывают пользоваться электронными билетами, но в маршрутках такая функция не предусмотрена. Да и новые правила будут для них экономически убыточными. Некоторые задумываются о повышении тарифов.

Пандемия коронавируса вновь подняла вопрос о регулировании работы частных перевозчиков властями. Так, мэр Киева Виталий Кличко в апреле пообещал полностью вытеснить маршрутки. Корреспондент.net рассказывает подробности.

Как заработает транспорт

22 мая в Украине начинает действовать адаптивный карантин. Это значит, что для внедрения или отмены смягчений ограничений будет учитываться ряд показателей. Решение принимают комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.

Обязательными требованиями для восстановления пассажирских перевозок остаются масочный режим всех, кто находится в салоне, температурный скрининг работников и постоянная дезинфекция транспорта.

Ослаблено ограничение на количество пассажиров — не должно превышать число сидячих мест. Запрет на перевозку более половины пассажиров будет действовать на маршрутах, которые курсируют в регионы, где меры еще не ослаблены.

Контролировать этот процессом должны правоохранители, как было прежде во весь период карантина.

План запуска пассажирского транспорта:

  • с 22 мая — разрешат восстанавливать регулярные и нерегулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом в городском, пригородном, внутриобластному и международном сообщении
  • с 25 мая — перевозки пассажиров в метро
  • с 1 июня — железнодорожные пассажирские перевозки в городском, региональном, дальнем внутреннем и межобластном сообщении
  • с 1 июня — межобластные пассажирские перевозки автомобильным транспортом
  • с 15 июня — восстановление авиаперевозок

Cмотрите фотогалерею: Транспорт возвращается. Исчезнут ли маршрутки

Поскольку окончательное решение о сроках запуска принимают власти на местах, то с 22 мая транспорт поедет не во всех городах. Смягчение карантина не полагается Ровенской, Волынской и Черновицкой областям. Львов также останется на первом этапе.

Киев сместил смягчение на один день. Как сказал Кличко, автобусы, трамваи и троллейбусы заработают в обычном режиме 23 мая. Метро, как и предполагалось, планируют открыть 25 мая, несмотря на трехдневный прирост заражений.

Мэр говорит, что пассажирам метрополитена нужно будет только соблюдать дистанцию в два метра и носить средства защиты. На станциях сейчас наносят специальную разметку у касс, турникетов, на платформах. В вагонах должны быть заняты не более половины сидячих мест.

Руководство метрополитена Киева говорит, что пассажиры должны быть не только в масках, но и в перчатках. Следить за соблюдением правил, как надеются в метро, будут помогать правоохранители.

Все запланированные ослабления будут введены и останутся в силе, если не ухудшится ситуация с распространением вируса и при условии соблюдение соответствующих требований и рекомендаций.

Что будет с маршрутками

Транспортные средства необходимо дезинфицировать перед каждым рейсом, водители и кондукторы должны носить маски и перчатки, а пассажиров призывают пользоваться электронным билетом.

Однако действенность таких правил вызывает сомнения, поскольку значительную часть рынка перевозок составляют частные маршрутные такси, которые, есть опасения, не будут придерживаться правил.

В таком транспорте проезд оплачивается только наличными, которые передаются из рук в руки и не действуют сетевые проездные.

В феврале этого года власти Киева предписали установить в маршрутки валидаторы для электронной оплаты, чтобы весь город смог перейти на единый транспортный билет. Однако частники оставили все без изменений.

Сейчас Кличко грозит маршрутчикам Антимонопольным комитетом, если те решат необоснованно поднять тарифы на проезд в своем транспорте.

«На сегодня мы не можем отказаться вообще от маршруток, потому что они перевозят достаточно большое количество пассажиров… Мы делаем все для того, чтобы сейчас «вытеснить» маршрутки… Заменить их современным комфортабельным транспортом», — сказал Кличко.

По его словам, город закупает 200 новых автобусов. Мэр также отметил, что в последнее время киевские власти закупили 63 новых и современных трамваев, а также 121 троллейбус.

«То есть новым, современным транспортом с кондиционированием, с низким полом и с ценой меньше, чем в маршрутках. Мы сделаем все для того, чтобы эти маршрутки вытеснить из Киева. И это наша задача», — сказал он.

DW Україна пишет, что сейчас в министерстве инфраструктуры готовят изменения в закон Об автомобильном транспорте, которым предусматривается перевод отбора городских перевозчиков на систему публичных государственных закупок ProZorro.

«Сейчас органы местного самоуправления путем открытого конкурса выставляют предложение на перевозку, заинтересованные участники подают документы, и орган по критериям выбирает перевозчика», — объясняет эксперт Ассоциации городов Украины Дина Серебрянская, которая имеет отношение к разработке законопроекта.

Переход городских и пригородных маршрутов на тендерную систему, по мнению эксперта, может стать толчком для усовершенствования транспортных услуг, в частности, позволит обновить автопарк.

Однако, по ее словам, не все города готовы перейти на новую систему, потому что у всех «довольно разные условия».

«Есть такие города как Тернополь, где практически все автоперевозчики — это частный сектор, а есть города с коммунальным сектором. Например, Днепр очень хочет перейти на публичные закупки, сказали, что фактически готовы к этому», — рассказала Серебрянская.

Такая модель сработает при условии, если власть будет осознавать разницу между прибылью и потребностями населения, отмечает директор украинского аналитического центра CEDOS, эксперт по городскому развитию Иван Вербицкий.

«Общественный транспорт — принципиально неприбыльная вещь, потому что он ездить не только там, где есть платежеспособный спрос, но и выполнять социальную функцию», — отмечает эксперт.

Он также обращает внимание, что удобно транспортная система не ограничивается только транспортным средством, но и предусматривает удобные маршруты, остановки, расписание.

«Это целая инфраструктура, которую надо развивать, и этот вопрос решить быстро не удастся», — заключает специалист.