Украинские телеканалы все меньше говорят о политике — исследование

Ведущие украинские телеканалы сокращают количество политических новостей и увеличивают дисбаланс в подаче новостей от власти и оппозиции.

Об этом сообщили представители Академии украинской
прессы, представляя свой Мониторинг новостей ведущих каналов украинского
телевидения: декабрь-октябрь 2011 год.

Президент Академии
украинской прессы Валерий Иванов отметил, что по сравнению с 2004 годом,
ситуация со свободой слова сейчас намного лучше, но радоваться этому факту не
дают два обстоятельства.

Первое, по его словам, это сокращение количества
политических новостей в вечерних выпусках новостей ведущих телеканалов. Иванов
не исключает, что это связано с попыткой «отвести заполитизированное украинское
общество в сторону развлекательного контента». Второе обстоятельство — дисбаланс
по уровню подачи информации от власти и оппозиции. «И то, что канал (Первый
национальный), который должен стать в будущем общественным телевидением,
является лидером этого дисбаланса, это отвратительно. Поэтому ситуация со
свободой слова является стабильно тяжелой», — сказал президент АУП.

Исполнительный директор Института массовой информации Наталия Костeнко
проинформировала о результатах контент-анализа новостей прайм-тайма семи ведущих
украинских телеканалов — Интер, 1+1, Новый канал, ТРК Украина, СТБ, ICTV
и Первый национальный — за последние шесть месяцев текущего года.

По ее словам, новости по сравнению с предыдущими периодами
наблюдений (начиная с 2002 года) стали менее политическими. Ведущие
каналы теперь значительно меньше интересуют новости политики, но
значительно больше стало новостей о криминале, о бедах и катастрофах. В среднем
три четверти новостей в 2011 году касается Украины и только каждое пятое
сообщение — политическое. Меньше всего политических новостей на 1+1, больше
всего — на ICTV, а новостей, не связанных с Украиной, больше всего на Интере,
СТБ, Первом. Сообщений об уголовных преступлениях больше, чем об экономической
ситуации, экологических проблемах и здоровье населения.

Костeнко
рассказала, что исследование засвидетельствовало значительную вариативность
между каналами на представление двух точек зрения на политические события: в
среднем только каждое десятое сообщение на Первом национальном с двумя точками

зрения, а на Новом канале — это каждое третье сообщение.

По ее словам, на всех каналах распределение внимания
и синхрона (прямых слов человека) в новостях — в пользу представителей
власти и правящей коалиции. В частности, наименее сбалансировано распределение
внимания и синхрона на Первом, в сентябре и октябре доля синхрона
оппозиции самой большой была на ТРК Украина.

По словам Костeнко, 67% всех упоминаний о политиках касается
представителей власти и правящей коалиции, 26% — оппозиции и 7% — других
политиков. Чаще о лицах из власти и
коалиции говорили в октябре на Интере и 1+1 — 72%, а об оппозиционных
политиках — на ICTV (34%) и СТБ (28%).

Костeнко рассказала, что внимание к
Президенту Виктору Януковичу составляло 17% (в сентябре 12%, в июне 11%, в
апреле 15%, в феврале 7%), к Владимиру Литвину — 9% (в сентябре 5%), к
премьер-министру Николаю Азарову — 8% (в сентябре 6%, в июне 7%, в апреле 8%), к
Юлии Тимошенко — 5% (в сентябре 8%).

***

Исследование проводилось Академией украинской
прессы при участии ученых Института социологии НАН Украины методом
контент-анализа новостей прайм-тайма семи ведущих украинских телеканалов. Проект осуществляется при поддержке Международного фонда Возрождение.