Рубрики
Мировые новости

"Лукашенко бьёт тряпкой по лицу и Москву, и Брюссель, а те вытираются": Белоруссия за неделю

ИА REGNUM, 24 марта: Белоруссия — Европа: «Пророссийскость Минска волнует Брюссель больше, чем состояние демократии в Белоруссии». «Восточное партнёрство»: «Признание Белоруссией Абхазии и Южной Осетии Евросоюз, поморщившись, стерпит». Оппозиция: «Пятая колонна» «хватается за соломинку». Белоруссия — Россия: «Насколько сильно Медведев выкручивал руки Лукашенко?» Финансовый кризис: спасут ли белорусскую экономику китайские юани?

Белоруссия — Европа: «Пророссийскость Минска волнует Брюссель больше, чем состояние демократии в Белоруссии»

Наконец-то Европа показала издалека не только дырку, но и что-то похожее на бублик, пишет БелГазета. Прежние размытые цели заменены ориентирами «Восточного партнерства». Но в европейскую булочную можно зайти не только ради бублика. Тогда без жестких условий? Если так, то подобная трактовка открывает белорусской стороне больше возможностей для маневра, считает издание.

Переговоры можно вести в двух плоскостях, утверждает БелГазета: о «Восточном партнерстве» (но они обременены условиями) и о двустороннем экономическом сотрудничестве, региональных проектах, программах по выводу белорусских товаров на европейские рынки, причем в этом случае еврочиновники не столь категоричны и лишь мягко подчеркивают важность выполнения Минском политических условий ЕС. Но насколько нужно белорусскому руководству полноценное участие в предложенном европейцами проекте «Восточное партнерство»?

Первой проверкой будет рассмотрение вопроса о признании Южной Осетии и Абхазии, считает издание. Если Белоруссия признает эти две республики, следующим шагом будет включение их в состав Союзного государства. В этом случае Европе придется вести переговоры с Белоруссией как с представителем Союзного государства, часть которого она не признает. Пока с трудом представляется, как Белоруссия в рамках этого образования будет унифицировать свое законодательство с Россией, а в рамках проекта «Восточное партнерство» — с ЕС.

Белорусское руководство неоднократно подчеркивало, что видит страну в качестве моста между ЕС и Россией, напоминает БелГазета. Описание конструкции будет неполным, если не упомянуть о находящемся на «мосту» белорусском экономическом трансформаторе, который в 2008 г. в цифрах выглядел следующим образом. Из общего объема экспорта Белоруссии на долю России приходилось 32,2%, стран ЕС — 43,9%. Импорт из России составил 59,8%, из стран ЕС — 21,6% от общего объема импорта. Отрицательный торговый баланс товарами с Россией вырос с $4,3 млрд. в 2005 г. до $13,01 млрд. в 2008г. Общий дефицит торгового баланса страны за истекший год достиг $6,58 млрд. При этом положительное сальдо внешней торговли только с Польшей в 2008 г. составило $653,2 млн. «Трансформаторно-мостостроительная» концепция неизбежно заставляет искать пути повышения экономического напряжения на западном направлении. При этом положительная динамика в торговле с ЕС достигнута без публичного участия политического руководства страны. Какой-то парадокс. Список чиновников, въезд которым в европейские страны запрещен, увеличивался, а товарооборот при этом рос, отмечает издание.

Не думаю, что европейцы настолько простодушны, продолжает БелГазета. Скорее всего, расширение возможностей для маневра они допускают осознанно. Не исключено, что по дипломатическим каналам белорусское руководство послало сигналы о возможности проведения некоторых экономических и политических реформ. Но пока это лишь ожидания Европы, резюмирует БелГазета.

Мораторий на действие европейских санкций в отношении представителей официального Минска продлен, отмечает Naviny.by. Это решение, которое 16 марта в Брюсселе приняли министры иностранных дел стран Евросоюза, было ожидаемым. В некотором роде сюрпризным стал срок, на который Европа продлила белорусским властям тестовый режим для демократических трансформаций — девять месяцев, то есть до середины января 2010 года. Хотя изначально предполагалось, что мораторий продлят на «стандартные» полгода.

О возвращении визовых санкций на этом этапе речи не велось в принципе, сообщает издание. Смена пряника опять на кнут, по мнению европолитиков, положительного эффекта уже не даст. А потому дискуссия велась лишь о сроках нового моратория — полгода или год. Как сообщает европейская пресса, Германия выступала за максимальные поблажки для Минска, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Литва и Швеция придерживались более строгих позиций. В итоге, между 6 и 12 месяцами остановились на 9.

Дополнительные три месяца для официального Минска, следует полагать, возникли также в связи с намеченными на июнь выборами в Европарламент, считает Naviny.by. Состав европейских «народных избранников», очевидно, претерпит существенные изменения, вполне может поменяться расстановка сил и в составе Европейской комиссии. Да и новым еврочиновникам просто потребуется время, чтобы войти в курс дел, в том числе и по «белорусскому вопросу». При продлении же моратория на санкции на полгода проблема официального Минска вновь появилась бы в повестке дня уже в середине октября.

Не исключено, что таким образом Евросоюз решил подстраховаться от поспешных и непродуманных решений в будущем. Хотя желающих покритиковать Брюссель за «поспешность» и «непродуманность» в отношениях с Белоруссией и сегодня наберется достаточно, пишет Naviny.by. Причем, не только среди оппонентов белорусского режима внутри страны, но и в стенах евроинститутов. Главная тема для критики — недостаточная настойчивость Европы по вопросам проведения демократических реформ в Белоруссии. Брюссель удовлетворен небольшими и в самой Белоруссии называемыми косметическими шагами официального Минска. Фактически, белорусские власти пока предложили Евросоюзу лишь тенденцию «оттепели». Придать же этому процессу динамику власти не спешат, полагает издание.

И спешить, судя по всему, не собираются, считает Naviny.by. Во-первых, это не в интересах нынешней власти, отжимающей гайки лишь в тех местах, где снижение уровня давления на общество и контроля за ним не представляется критичным для собственной безопасности. Во-вторых, демократизационному процессу не способствует и занятая Евросоюзом полупозиция. Брюссель отказался в диалоге с Минском от дорожной карты, не ставил жестких условий, комплиментов за последние месяцы роздал едва ли не больше, чем критических замечаний.

Вместе с тем, не стоит забывать, что своим решением совет министров иностранных дел стран ЕС не полностью отменил санкции, а на вероятность такого шага со стороны Брюсселя намекалось, а лишь продлил мораторий на них, напоминает издание. К тому же, как отмечается в принятом заявлении совета министров иностранных дел ЕС, в любое время «в ответ на действия белорусских властей в области демократии и прав человека» может быть принято решение о возобновлении визовых санкций.

Тем самым Европа подтверждает свое в целом позитивное отношение к происходящим в Белоруссии переменам, но дает понять официальному Минску, что считает их недостаточными, утверждает Naviny.by. К тому же, главы МИД стран ЕС так и не пришли к единому мнению о возможности приглашения Александра Лукашенко на саммит «Восточного партнерства» в мае в Праге, оставив этот вопрос европейским лидерам, которые соберутся на саммит в Брюсселе через несколько дней, отмечает издание.

В общем, решение о продлении моратория на санкции следует рассматривать, по большей части, как прагматичный ход Евросоюза, пишет Naviny.by, ведь наверняка сложившаяся за последние полгода картина происходящего в Белоруссии в силу постоянного мониторинга ситуации в стране уже не так сильно подвержена искажениям и разночтениям, как ранее. Еврочиновники, и крупные, и рангом пониже, следует думать, отдают себе отчет, что со стороны Минска диалог с Европой проходит в режиме торга.

И Евросоюз, в общем-то, принимает такие правила игры. Достаточно вспомнить дискуссию о возможности признания Белоруссией независимости Южной Осетии и Абхазии. Да и в целом, в разы повысившийся после грузинско-российской войны интерес к Белоруссии из этого конфликта, по сути, и вытек. Оттуда же растут ноги и новой европейской политики «Восточного партнерства», которая предлагает определенные европейские выгоды соседствующим с Россией и находящимся во многом в зависимости от нее странам, считает Naviny.by.

Даже если теорию о намерении Евросоюза создать «санитарный коридор» на западных рубежах России считать преувеличением, то в стремлении Европы обеспечить себе полосу предсказуемости на собственных восточных границах сомневаться уже не приходится. С этих позиций можно рассматривать и решение о продлении моратория на санкции в отношении белорусских чиновников. Фактор пророссийскости официального Минска волнует Брюссель, похоже, даже больше, чем игнорирование белорусским властями основных ценностей демократии, возведенными Евросоюзом в фактический абсолют, отмечает Naviny.by.

«Беларусь сегодня» напоминает, что в октябре прошлого года главы МИД 27 государств приостановили действие персональных санкций против ряда белорусских госчиновников. За это время Минск и Брюссель довольно далеко продвинулись в отношениях, отмечает издание. Надо полагать, так же оценивают ситуацию и европейские дипломаты, поскольку мораторий на действие визовых санкций был продлен еще на девять месяцев, до конца этого года, пишет издание.

Кстати, большинство представителей оппозиции выступало за возобновление санкций, поскольку на новом этапе отношений Белоруссии и ЕС они лишались возможности вояжировать по европейским столицам с прежней регулярностью, напоминает издание. Накануне принятия решения министрами иностранных дел в западной прессе говорилось, что некоторые государства, мол, пошли на поводу у белорусской оппозиции. Однако, как видим, в итоге возобладала реалистичная позиция, отмечает «Беларусь сегодня».

http://moneymarkets.by/