Режиссер Андрей Гнет: профессионал должен уметь управлять собой

В Минске продолжаются мастер-классы с участием известных белорусских и иностранных представителей киноиндустрии в рамках фестиваля SMARTFILM. Известный белорусский клипмейкер и режиссер Андрей Гнет, гость мастер-класса, который состоялся 8 января, делится с читателями Телеграфа своим взглядом на съемочный процесс и дает рекомендации тем, кто желает реализовать себя в киноиндустрии.

Режиссер Андрей Гнет: профессионал должен уметь управлять собой

— Андрей, как вы относитесь к съемкам на мобильный телефон в целом?

— С появлением цифровых технологий у каждого из нас появилась возможность что-то снимать. Мы пытаемся втиснуть плоды нашего творчества в уже существующие жанры, снимать кино на мобильный телефон. Но нужно понимать, что речь идет о рождении нового самостоятельного творческого жанра. Это авторское, любительское, некоммерческое кино.

Конечно, такое кино не сможет конкурировать по зрелищности с большим кино.  Но это может быть прекрасной стартовой площадкой для молодых начинающих режиссеров и тех, кто хочет себя попробовать в этом жанре. Это важно для того, чтобы немножко разобраться с технологией производства аудио-видеоконтента.

 С другой стороны, вполне вероятно, что никакого старта не будет. Многие отснятые ролики годами существуют на Youtube и не переходят в другую категорию.

Режиссер Андрей Гнет: профессионал должен уметь управлять собой

— Что необходимо знать человеку, который собрался реализовать себя творчески через съемку на мобильную камеру?

— Универсальных рецептов не существует, конечно. Есть базовые принципы, характерные для любого аудио-визуального искусства.

В первую очередь должна быть какая-то «фишка», как в форме, так и в содержании.

Нужно понимать, что технология сьемки на мобильный телефон отличается от съемки на профессиональную камеру со светом и набором дополнительной техники. Поэтому нужно анализировать, для каких сцен не хватает света, других компонентов. Но благодаря маленькому размеру телефон предоставляет и свободу действий, так как с ним удобнее обращаться, чем с огромной камерой.

Необходимо осознать и ощутить, какие инструменты в твоих руках и что ты можешь с их помощью реализовать. С этой точки зрения, стоит запастись хорошей идеей насчет формы. Нужен также интересный сценарий, хорошая идея  в содержании. Тогда есть шанс получить что-то интересное на выходе.

В этом смысле здесь нет границ. Например, вы являетесь очевидцем какого-то сенсационного события. Вы можете его снять, дополнительно взяв чьи-то комментарии, нормально смонтировать и получить на выходе хорошее мобильное документальное кино, за которое можно будет  даже получить деньги. Так что в творческом плане я не вижу ограничений.

Единственное, чего следует категорически избегать, это погони за большим кинематографом и попыток его копировать, снимая на мобильный телефон.

Я никогда не смогу угнаться на велосипеде за гоночным «Феррари», но в то же время я не смогу ездить на «Феррари» по пересеченной местности. Нужно выжать максимум технически и технологически из того, что у тебя есть вруках.

Режиссер Андрей Гнет: профессионал должен уметь управлять собой

— Как начинающий режиссер может войти в профессию? Чем ему необходимо обладать?

Мобильное кино — это некий старт, некая проба пера. Проба самого себя в любительском искусстве.

Если человек исчерпал себя в этом любительском искусстве либо он его уже освоил полностью, можно попытаться говорить о том, что он готов начать заниматься творчеством на уровне профессиональной индустрии.

И здесь часто возникает непреодолимое препятствие. Профессионала от любителя отделяет одна малюсенькая ступенька, но 95% любителей так ее и не преодолевают.

Любительское искусство происходит интуитивно, по собственному желанию и вдохновению. Профессионал умеет работать по задачам. Эта разница порой непреодолима.

Я часто сталкивался с молодыми талантами, которые делали очень интересные работы для себя и друзей, очень интуитивно, великолепно чувствуя кадр, видя картинку… Но когда им даешь задание, даже в пределах выбранного ими жанра, они с задачей не справляются. Это происходит по разным причинам: кто-то ленится работать над собой, кто-то не знает, как получить результат, потому что уже полученный им результат был случаен.

Для того чтобы стать профессионалом и войти в профессию, нужно научиться управлять собой. И всегда помнить о том, что выполнять работу по определенным задачам нужно научиться независимо от собственного настроения. Для киноиндустрии, с ее уже сформированными приемами и задачами, это необходимо.

Научиться чувствовать себя, ловить вдохновение и идеи. Пытаться зафиксировать возникшее настроение. Провоцировать себя на эти идеи, создавать вокруг себя такую среду и такую благоприятную обстановку, в которой ты начинаешь фонтанировать этими идеями и погружаться в творческую благостную атмосферу. Ни в коем случае не пить и не курить. То, что такие привычки помогают, — большое заблуждение.

Важно не потерять «горящие» глаза. Я часто вижу ситуацию, когда любитель делает что-либо бесплатно, чисто интуитивно, классно, и у него «горят глаза». И часто встречаю профессионалов-ремесленников, которые хорошо знают свою профессию, но у них нет горящего взгляда. Нельзя потерять в себе искру, чтобы не превратиться в профессионала-ремесленника, который не способен сделать ничего интересного и нового.

Конечно, не всем нужно быть авторами, но если человек стремится к реализации своего авторского видения, нужно помнить о том, что глаза должны всегда гореть.

Режиссер Андрей Гнет: профессионал должен уметь управлять собой

Также важно понимать и знать аудио-визуальные инструменты, которыми ты пользуешься. Это уже часть ремесла. Когда ты изучил творческие инструменты и применил знания на практике, тогда ты начинаешь отдаляться от любителя и приближаться к профессионалу.

Я рекомендую молодым людям, которые только начинают снимать, каждый раз задавать себе вопрос «А как у меня это получилось? С помощью чего я добился такого эффекта?».

Необходимо уметь излагать свои идеи и формулировать задачи другим. Уметь донести до остальных твой изначальный замысел. Ведь кино — это коллективный труд.

В творческом процессе хорошо периодически возвращаться к началу, к изначальной идее. Поскольку иногда правки уводят далеко от нее.

Посоветую начинающим молодым ребятам постоянно быть разными, пробовать себя в разных жанрах, клипах, рекламе. И каждый раз подвергать себя сомнению, перепроверять: «Нравится ли мне то, что я делаю? Получается ли у меня?». Я сам пробовал многое в начале своего творческого пути, но выбирал и оставлял то, что мне нравится.

Всегда помните о зрителе.

Каким бы ты не был артхаусным режиссером, крутым, непонятным, загадочным и сложным, нужно помнить о том, что фильмы предназначаются для зрителя. Есть талантливые режиссеры, которые проваливались только потому, что были непонятны зрителю.

Даже в сфере артхаусного кино невозможно добиться успеха, отвергая зрителя.

Режиссер Андрей Гнет: профессионал должен уметь управлять собой

— Как вы лично воспринимаете артхаус?

— Очень настороженно.

Артхаус — двигатель всех жанров. Какие-то классные «фишки» и идеи чаще всего появляются именно в артхаусном кино, авторских проектах. Потому что эти произведения делают в свободном полете. Часто в этом свободном полете удается словить что-то новое и интересное. А потом профессиональная индустрия берет на вооружение эти идеи, вливает в них средства, и это начинает работать на большом экране в усиленном качестве.

Но у этого жанра есть и минус. В 9 из 10 случаев я видел, что под сложной непонятной формой мне пытаются продать «дырку от бублика».

Я четко понимал, что меня пытаются увлечь и завести куда-то так далеко, чтобы посмотрев это произведение, я ничего не понял, побоялся бы себе в этом признаться и придумал свой смысл. Очень часто я это встречаю. Огромное количество зрителей после просмотра подобного кино также придумывают сами себе содержание, которого нет. Таким образом, артхаусный кинематограф оболванивает зрителя. Форма не должна перевешивать содержание.

Режиссер Андрей Гнет: профессионал должен уметь управлять собой

— Какие проблемы существуют в киноиндустрии Беларуси, включая рекламу и клипмейкерство?

— За те 12 лет, в течение которых я занимаюсь своим делом, я не увидел крепких творческих единиц в режиссуре либо в операторской работе. Я был бы рад, если бы в рекламном блоке из десяти реклам пять подряд не были моими. Я уже много лет снимаю с одним-единственным оператором, с которым можно работать в рамках технологии класса А. Остальных операторов и режиссеров приходится привозить из Москвы, Киева, Парижа, Берлина. Такая же проблема с художниками-постановщиками, гримерами…

У нас не хватает высококвалифицированных специалистов. Я не понимаю, куда уходят специалисты после окончания Академии искусств и почему мы не пересекаемся с этими людьми. Наши двери открыты для талантливых и трудолюбивых людей.

В каждой отрасли у нас существует дефицит кадров.

Очень хотел бы пожаловаться на наше профильное образование, которое не успевает за индустрией.

Мир развивается настолько быстро и интересно, что система образования оказывается слишком инертной. Да, оно дает базу, которая очень нужна. Но кроме базы нужно давать студентам какую-то максимально актуальную информацию, как в сфере кино, так и в сфере рекламного искусства.

Режиссер Андрей Гнет: профессионал должен уметь управлять собой

Мне хотелось бы, чтобы наше образование шло в ногу со временем. Многим приходится уезжать в Москву, за границу, чтобы получить знания, актуальные для XXI века.

Что касается клипмейкерства, на территории бывшего СССР в этой сфере произошел уход из профессиональной ниши в нишу любительскую. В то же время за рубежом клипмейкерство всегда было и остается профессиональной ветвью киноиндустрии.

Я позитивно настроен в отношении рекламной индустрии. Невзирая на дефицит специалистов и текущие проблемы, хорошей рекламы становится все больше и больше.

Есть определенная проблема с идеями, креативом, сценариями…не хватает хороших сценаристов.. А реализация идей находится на очень серьезном уровне. Надеюсь, что рекламная индустрия будет расти и развиваться дальше.

Кстати, Ридли Скотт на заре своей карьеры снимал рекламу.

Режиссер Андрей Гнет: профессионал должен уметь управлять собой

— Почему вы решили поучаствовать в мастер-классах SMARTFILM?

Я всегда с радостью участвую в любых образовательных процессах, семинарах, лекциях, потому что я люблю делиться своим опытом в надежде на то, что это кому-то пригодится. Мне бы хотелось, чтобы в рамках моей профессии жили и развивались другие профессионалы.

С Андреем Гнетом беседовала Алевтина СНЕЖИНА

Фото из личного архива режиссера

 

Как ранее сообщал Телеграф, фестиваль SMARTFILM — четвертый фестиваль-конкурс мобильного кино, который проходит при поддержке Министерства культуры Беларуси.

Ближайший мастер-класс в рамках фестиваля SMARTFILM состоится 15 января. Зарегистрироваться для участия в мастер-классе можно здесь.

В Студии Smartfilm все желающие смогут не только пообщаться с профессионалами из мира кино, посмотреть и обсудить с ними лучшие мировые короткометражки, но также принять участие в мастер-классах, на которых узнают некоторые секреты кинопроизводства и познакомятся с последними новинками мобильных технологий.

Как вам новость?