Рубрики
Мировые новости

Пресса России: Шанс остановить войну в Украине

 

Новая линия фронта

Газеты продолжают следить за раскладом сил в вооруженном конфликте на востоке Украины. По оценке газеты "Коммерсант", Киеву фактически предложено смириться с теми территориальными потерями, которые он понес за последние недели, когда силы самопровозглашенных республик перешли в наступление. Главы "ЛНР" и "ДНР" настаивают, чтобы линия разграничения была проложена там, где сейчас проходит фронт.

О позиции Владимира Путина объявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков: "Президент серьезно обеспокоен продолжающимися боевыми действиями и кровопролитием. Он призывает все стороны конфликта прекратить столкновения и любые проявления насилия".

Одновременно другой представитель АП, отвечавший на вопросы ТАСС, дал понять, что в Москве как минимум понимают логику поведения одной из сторон конфликта — самопровозглашенных "Донецкой и Луганской народных республик". "На фоне происходящего, на фоне широкомасштабных боевых действий с их логикой трудно не согласиться, их жесткую позицию вполне можно понять", — отметил собеседник агентства.

Вина за срыв минских переговоров, по версии лидеров "ДНР" и "ЛНР", также лежит на украинском руководстве: "Что мы услышали в Минске? Они предлагают нам, после того как сами развязали очередной виток войны, линию разграничения от сентября прошлого года. Зачем? Чтобы опять обстреливать наши города? Нет, господа, забудьте об этом", — цитирует газета лидеров сепаратистов.

"Фактически Александр Захарченко и Игорь Плотницкий обозначили, что готовы договариваться только на своих условиях, главное из которых отмена территориального размежевания, зафиксированного формально и неформально осенью 2014 года", — пишет "Коммерсант". Представители непризнанных республик готовы признать границу на той линии, до которой дошли их формирования.

"То есть Киеву, — рассуждает газета, — предложено договариваться: либо на невыгодных условиях сегодня, либо на непредсказуемых условиях завтра. Второй вариант опасен для администрации президента Украины Петра Порошенко тем, что ситуация на фронте для украинской армии пока складывается предельно неудачно, а внутриполитическая обстановка потихоньку раскаляется. Соответственно, сегодняшние невыгодные условия завтра могут показаться щедрым предложением".

Тем не менее, отмечает "Коммерсант", в Киеве пока к компромиссу на чужих условиях не готовы. "Это провал мирного плана, эскалация конфликта и нарушение минских договоренностей. Петр Порошенко никогда не согласится на то, чтобы линия разграничения прошла не так, как было оговорено в сентябре в Минске, а там, где сейчас проходит линия фронта. Президент Украины будет придерживаться позиции, сформулированной в выдвинутом им мирном плане, уступки тут невозможны", — заявил газете депутат Рады от "Блока Петра Порошенко" Александр Черненко.

Впрочем, считает издание, несмотря на жесткую риторику, заявление лидеров сепаратистов можно расценить и как готовность к уступкам. Они предлагают остановить победоносное наступление, которое еще недавно обещали продолжить — как минимум до тех пор, пока не выйдут на административные границы Донецкой и Луганской областей.

А заявление Владимира Путина, по мнению "Коммерсанта", не оставляет сомнений: господа Захарченко и Плотницкий изменили свои планы под влиянием Москвы. Если все стороны конфликта подтвердят свою готовность прекратить огонь, может появиться реальный шанс остановить разгоравшийся конфликт.

Но это случится, пишет "Коммерсант" только в случае признания новых реалий, сложившихся в результате январских боев. Однако и формированиям самопровозглашенных республик придется дать твердые гарантии, что впредь они не станут "выравнивать" линию фронта по своему усмотрению. Этих гарантий на сегодняшний день может добиться только Москва, заключает "Коммерсант".

Новые репарации

Газета "Известия" пишет, что депутаты Госдумы намерены потребовать новых репараций от Германии. Они создают рабочую группу по подсчету ущерба, который нанесла Германия, напав на Советский Союз в 1941 году, а получившуюся сумму предполагается предъявить Германии в качестве обязательств по репарациям. Об этом "Известиям" рассказал депутат Госдумы Михаил Дегтярев.

"Фактически Германия не заплатила СССР никаких репараций за разрушения и зверства во время Великой Отечественной войны, — рассказал "Известиям" Дегтярев. — По Ялтинским соглашениям СССР забирал некоторые немецкие активы из советского сектора, которые и так являлись армейскими трофеями и конечно же вообще никак не компенсировали тот ущерб, который был нанесен экономике СССР войной. Хотя с нашим союзником — ГДР — после войны было заключено соглашение о прекращении взимания репараций, с ФРГ, а тем более объединенной Германией таких соглашений заключено не было, а значит, вопрос открыт и весьма актуален".

Газета пишет, что даже если подсчитать стоимость вывезенных товаров и труд немецких военнопленных в СССР, репарации не превысили 15-16 миллиардов долларов. В то время как в ходе войны, материальные потери были оценены в 600 миллиардов долларов. При этом, замечает Дегтярев, Германия выплачивала репарации даже странам, которых в войну вообще не существовало. Израилю Германия безадресно заплатила свыше 100 млрд марок (60 миллиардов евро) в качестве "возмещения национал-социалистических несправедливостей.

"Получается, Германия выплатила компенсации 6 миллионам жертв Холокоста, но при этом проигнорировала 27 миллионов убитых советских людей, из которых более 16-ти были мирными жителями, — считает Дегтярев. — Думаю, что итоговая сумма репараций в текущих ценах должна быть не менее 3-4 триллионов евро, которые Германия должна заплатить правопреемнику СССР – России".

По мнению экспертов, хотя претензии к Германии и обоснованы, взыскать репарации через 70 лет после окончания войны почти нереально. "Полный ущерб от войны должен быть обязательно подсчитан, мы должны знать, насколько Германия остановила СССР в развитии, с учетом невосполнимой потери человеческого капитала, — говорит председатель комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов. — Не секрет, что если бы не война, то население России сейчас составляло 300-400 млн человек и уровень экономики был совсем иным".

"Вряд ли Германия что-то заплатит, но напомнить об этой истории надо, — соглашается профессор кафедры внешнеполитической деятельности России ФНБ РАНХиГС Сергей Фокин. — И особенно о том, что и после войны, в 1946-1947 годах, СССР посылал целые эшелоны с зерном, чтобы накормить разрушенную войной Германию. Это происходило в ущерб своим голодающим, которых также было немало. Возможно, фрау Меркель, которая так ратует за новые санкции против России, и на свет бы не появилась, если бы не тогдашняя помощь от победителя побежденным".

Новый символ протеста?

Оппозиция направила в мэрию Москвы уведомительное письмо по намеченному на 1 марта антикризисному маршу "Весна". Учитывая его потенциальный масштаб — 100 тысяч человек, лидеры протеста и посчитали необходимым заранее решить ряд вопросов по обеспечению комфортных условий для граждан, которые придут на акцию. В мэрии же ответили, что рассмотрена будет только официальная заявка, когда таковая поступит.

Среди подписавших письмо сопредседатели РПР–ПАРНАС Михаил Касьянов и Борис Немцов, блогер Алексей Навальный и даже экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. Ходорковский, по словам Немцова, станет одним из официальных организаторов: в страну, разумеется, не приедет, однако представлять его будут члены "Открытой России".

Фигура Ходорковского, безусловно, является наиболее значимой, отмечает "Независимая газета" в статье на эту тему. А трактовать желание опального олигарха и его российской структуры в запланированном марше можно по-разному, считает газета.

"Это может оказаться и просто провокацией против московских властей, которым теперь предстоит непростое решение – давать или не давать согласие на оппозиционный марш с Ходорковским в качестве одного из организаторов", — рассуждает "НГ". Газета считает, что любой вариант оппозиции будет выгоден. Тем более – будет марш или нет, Ходорковский своей подписью под уведомлением о нем явно намерен сделать Навального основной фигурой протестного движения.

"Ходорковский, выступая из-за рубежа виртуальным символом "Весны", мог бы консолидировать людей вокруг этого реального политика", — допускает газета.

Кстати, наши власти тоже найдут в этом плюсы, не исключает "НГ": сильная, но легко контролируемая через решения многочисленных судов фигура Навального – это отличный кандидат на роль главного внутреннего врага.

Политолог Алексей Мухин уверен, что организаторы "Весны" надеются на небольшой скандал: апеллируют к конституционным свободам и говорят об уведомительности, требуя официальной реакции на неофициальное письмо.

Для Ходорковского же, считает Мухин, намечающийся марш станет испытанием, способен ли он вывести людей на улицы. Если нет, ему придется выстраивать новую политическую парадигму. Его же наличие среди подписантов вчерашнего письма в мэрию можно рассматривать как провокацию. Столичным властям предстоит решить сложную задачу, как относиться к Ходорковскому, сказал эксперт, подчеркнув, что "мы находимся в начале интересной политической игры".

Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, напротив, считает, что испытание предстоит официальным властям: разрешать марш или нет. Образ экс-главы ЮКОСа может рассматриваться как символ протеста, который добавит ему массовости.

На страницах газеты "Новые Известия" тот же Хомяков говорит, что для населения сейчас актуальны больше социальные, чем политические проблемы. Однако если организаторы по-иному сформулируют цель мероприятия — защита интересов граждан от повышения цен и сокращений, то число явившихся на акцию может стать неприятным сюрпризом для властей.

У замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина иное мнение. Да, соглашается он, главные проблемы, волнующие граждан в настоящее время, — социально-экономические. Но как бы ни подали свою акцию Навальный и его сторонники, люди ассоциируют их, прежде всего, с политикой, которая сейчас для граждан отодвинулась на задний план.

"Придут те, кто всегда приходит на мероприятия такого характера, — заявил Макаркин "НИ". — В лучшем случае 25-30 тысяч человек, которые участвовали весной прошлого года в акциях против войны на Украине. Власти к такой численности протестующих уже привыкли, она их не пугает. И на акции в регионах откликнется незначительное число жителей. По тем же причинам".