Рубрики
Мировые новости

Обзор зарубежных СМИ: победу в «битве за Украину» определит экономика

Экономика – залог победы Украины в войне — Les Echos

Что завтра скажут историки о том хрупком и туманном компромиссе, которого удалось достичь в Минске в конце прошлой недели? Мир получилось спасти, а участников марафонских переговоров стоит представить к Нобелевской премии?

Или же вторую минскую договоренность постигнет судьба первой, которая стала хромым компромиссом, дала передышку, но не стала ответом ни на один из вопросов?

Карта усиления экономических санкций против Москвы все еще находится в резерве, как, впрочем, и перспектива вооружения Украины для восстановления хотя бы подобия равновесия сил в случае краха перемирия.

AP
Деньги Украине нужны больше оружия

Как отметил бывший министр иностранных дел Великобритании Малколм Рифкинд, «не использовать угрозу поставок оружия на Украину — то же самое, что играть без музыкальных инструментов».

Победу или поражение в «битве за Украину» решит экономика.

И именно в ней заключается главное наше преимущество. В долгосрочной перспективе приоритетная задача заключается в укреплении Украины, причем, в первую очередь — в экономическом плане.

«Кой черт понес вас на эту галеру? — словно говорит нам Путин тоном Мольера. — У вас никогда не получится сделать из нее государство вашей мечты (читай моих кошмаров), то есть нормальную страну, которая уважает права своих граждан». 

Раз Путин в силу своей «пропагандистской войны» вокруг Украины использует аргументы в стилистике холодной войны, ничто не мешает нам последовать его примеру, только уже в нашем позитивном ключе. На самом деле нас к этому все только подталкивает. Холодная война с Россией в любом случае предпочтительнее горячей. В этом плане могут быть полезными некоторые исторические примеры.

В разгар холодной войны, когда Берлин был поделен надвое стеной, издательство Springer построило современный небоскреб на границе Западного Берлина. Оттуда открывался вид на весь Восточный Берлин, ни один житель которого не мог не обращать на нее внимания. Она служила постоянным напоминанием об экономической пропасти между светлым, радостным и открытым миру Западным Берлином и серым, мрачным и замкнутым Восточным. 

Европейцам и американцам стоит вспомнить об этой берлинской высотке сейчас, когда на кону стоит будущее Украины.

Вставшая за нынешним киевским правительством Украина сделала выбор в пользу демократии, правового государства и рыночной экономики. Поэтому в ближайшие годы она должна стать для российского общества тем, чем стала Польша для украинского: магнитом, примером, доказательством того, что коррупции и деспотизма можно избежать.

В 1990 году Украина и Польша находились примерно на одном уровне в экономическом плане. К 2013 году польский показатель ВВП на жителя превзошел украинский на 160%.

Как Великобритания выпала из “Большой игры” – The Wall Street Journal 

Когда немцы при содействии французов вели с Путиным переговоры в Минске, Великобританию информировали в форме регулярных сообщений из конференц-зала.

Зовите это либо участливым и почтительным жестом, либо признаком снижения статуса страны, которая когда-то вела "Большую игру", — снижения, которое она спровоцировала в основном сама.

Минское соглашение "ужасно", впоследствии сказал один высокопоставленный британский чиновник, в нем такие огромные лазейки, что Россия может беспрепятственно гонять танки через открытую украинскую границу почти что вечно.

Можно сожалеть, что Лондон не находился в Минске в качестве активного участника, добавил чиновник, "но соглашение такое плохое, что теперь мы считаем преимуществом то, что мы держались от него поодаль".

AP
Британия не хотела быть в Минске, или ее не позвали?

Теоретически, после того как США перепоручили Германии отвечать на агрессию Кремля против Украины, только одна европейская страна — Великобритания — могла бы принять чью-то сторону и назвать виновных.

Но Лондон не захотел стремиться к активной роли. После этого Меркель дала понять, что "стратегическое терпение", с которым Германия относится к асимметричной войне Путина, может затянуться на десятки лет.

В результате за последние две недели Путин воочию увидел нерешительность Запада.

Пожалуй, худший аспект ослабления Британии состоит в том, что оно укрепляет у Путина уверенность, что ему удается расколоть НАТО. Когда Лондон занят только собой и часто отмалчивается, у России крепнет вера в свою способность изменить постсоветскую архитектуру безопасности в Европе.

Бывший британский министр Малколм Рифкинд сказал в некой беседе, что британское правительство может изменить свой тон, "если будет менее амбивалентный и открыто-энергичный курс под руководством США". Но, пока надежда на это невелика.

12 причин, которые могут вызвать конец света – Financial Times

Группа ученых из института Future of Humanity при Оксфордском университете и фонда Global Challenges впервые дала научную оценку крупнейшим опасностям для человечества. «Нам не хотелось бы, чтобы нас обвиняли в раздувании страхов, но мы считаем нужным побудить политиков обсуждать эти проблемы», — заявил соавтор исследования Деннис Пэмлин.

Ученые не стали вычислять, какова в целом вероятность гибели земной цивилизации в ближайшие 100 лет. Но Стюарт Армстронг заметил: "Если бы мы сказали, что риск нашего вымирания — меньше 5%, то проявили бы безумную уверенность в будущем".

Вот все 12 сценариев.

1. "Непредвиденные последствия". Это все риски, о которых мы не подумали, или те, которые кажутся крайне маловероятными. Но в совокупности вероятность конца света по этой причине — 0,1%.

2. Столкновение Земли с астероидом. Вероятность — 0,00013%.

3. Риски искусственного интеллекта. Никто не знает, велик ли реальный риск того, что машины завладеют миром и уничтожат людей. Вероятность — от 0 до 10%.

4. Извержение супервулкана: точнее, "вулканическая зима" от попадания тысяч кубометров пыли в атмосферу, провоцирующая вымирание биологических видов. Вероятность — 0,00003%.

5. Полный коллапс глобальной экосистемы: планета не сможет прокормить свое многомиллиардное население. Тут слишком много неизвестных факторов. Вероятность — неизвестно.

6. Плохое госуправление на глобальном уровне. "Одним из примеров является появление крайне некомпетентной и коррумпированной глобальной диктатуры". Вероятность — неизвестно.

7. Глобальный системный коллапс — "экономический и (или) социальный, в том числе беспорядки и упадок законности". Вероятность — неизвестно.

8. Экстремальные климатические изменения. Глобальное потепление на 6 градусов по Цельсию или больше — это вероятность массовой гибели людей от голода и социальных потрясений, чреватая крахом цивилизации. Вероятность — 0,01%.

9. Ядерная война. Цивилизацию могут погубить не только взрывы бомб, но и "ядерная зима" — выбросы, которые затруднят приток солнечного света. Вероятность — 0,005%.

10. Глобальная пандемия какой-то неизлечимой, смертельной и очень заразной болезни с долгим инкубационным периодом. Вероятность — 0,0001%.

11. Синтетическая биология: генно-модифицированный патоген, поражающий людей или некую ключевую часть экосистемы, может вырваться на свободу (случайно или в результате военной агрессии). Вероятность — 0,01%.

12. Нанотехнологии, если самовоспроизводящиеся наномашины завладеют планетой. Вероятность — 0,01%.

Как Кремль ищет друзей – Newsweek 

Владимир Путин знает, как находить друзей и оказывать влияние на людей. Для этого требуется обаяние, немного антиамериканизма, солидная порция консервативной идеологии семейных ценностей, имидж стратегически мыслящего лидера и, конечно, деньги.

В последние годы Кремль с усердием применял все эти и другие тактические методы, чтобы привлекать или, в некоторых случаях, брать напрокат союзников в Европе. Теперь, когда Запад объединяется против России, Кремль отдал приказ расширить эту кампанию.

"Итоговый план состоит в том, чтобы найти способ подорвать европейское единство и, в конечном итоге, евроатлантическое единство", — считает публицист Петр Померанцев, автор книги о кремлевской пропаганде "Ничто не истинно, и все возможно".

Среди "влиятельных друзей Путина" можно назвать чешского президента Милоша Земана, экс-президента Франции Николя Саркози и венгерского премьер-министра Виктора Орбана.

Возможно — неожиданнее всех прочих — новое правительство Греции, возглавляемое леворадикальной партией СИРИЗА, раздраженное новыми экономическими ограничениями ЕС, обратилось к "правой" России за спасением.

В мае 2014 года Алексис Ципрас, теперь премьер-министр Греции, был принят в Москве как почетный гость председателем верхней палаты российского парламента Валентиной Матвиенко.

С тех пор Ципрас эхом повторял кремлевские утверждения о том, что правительство Украины состоит из "фашистов и неонацистов", поддержал сепаратистские референдумы на Восточной Украине, а в этом месяце подтвердил отрицательное отношение Греции к новым европейским санкциям против Москвы.

Новые друзья России имеют широкий — и сбивающий с толку — спектр предысторий. Но их объединяют две вещи: презрение к ЕС и неприязнь к гегемонии США.

"Для всех от Венесуэлы до Китая, кто считает, что Запад деградирует и разлагается под влиянием гомосексуализма, Путин является образцовым лидером", — говорит Дэниел Хэннан, известный евроскептик и член Европарламента от Юго-Западной Англии.

Некоторые, как 70-летний, свободно говорящий по-русски Земан, — старые коммунисты, которые подружились с новыми российскими капиталистами. "Партию гражданских прав" Земана, к примеру, открыто поддерживает Мартин Нейедлы, чешский представитель российской компании "Лукойл".

Впрочем, большинство сторонников Кремля находится на другой стороне идеологического спектра, как, например, глава венгерской крайне правой партии "За лучшую Венгрию" Габора Вону, у которого 15 лет имелся бизнес в России.

Крайне правый "Национальный фронт" Франции гораздо ближе к власти. Эта партия поддерживает Путина, и в прошлом году она получила от России 9 млн евро кредитов.

Может, у России есть генеральный план не только подорвать европейскую поддержку санкций и альянс с США, но и разрушить ЕС?

Так можно решить, судя по радикально евроскептическому уклону союзников. Но на деле сегодняшние сторонники России находятся на обочине власти, в то время как десять лет назад друзья Путина Герхард Шредер и Сильвио Берлускони занимали центральное место в процессе принятия решений в Европе.

"Для того чтобы это было холодной войной, Россия должна быть супердержавой. Она таковой не является, — считает Брайан Уитмор, автор блога "Вертикаль власти" на радио "Свободная Европа". — Москва должна возглавлять блок стран, имеющий относительный паритет с Западом. Это не так. И ей необходимо предложить альтернативную модель западному либерально-демократическому капитализму. Она этого не делает".

В Минске Ангела Меркель и Франсуа Олланд оказали давление на Путина. Теперь Путин, очевидно, пошел в контратаку, начав с визита в Венгрию. Его главное средство убеждения — старый российский козырь в виде дешевого газа, и, в случае с Венгрией, привлекательная сделка на строительство спроектированных в России ядерных реакторов.

Путину в Венгрии не очень рады

Cмотрите фотогалерею: Обзор зарубежных СМИ: победу в «битве за Украину» определит экономика

В ближайшие месяцы Путин сделает все возможное, чтобы уговорить всех западных союзников, каких он сможет найти, или заплатить им, лишь бы вернуться к "бизнесу в обычном порядке".