Рубрики
Мировые новости

Почему доверие немцев к России упало до уровня времен холодной войны

Немцы не верят в то, что в России — демократия. Абсолютное большинство участников опроса ARD-DeutschlandTrend, итоги которого были обнародованы в четверг, 5 марта, — 83 процента — положительно ответили на вопрос, согласны ли они с тем, что в России все чаще нарушаются основные демократические права. Доля тех, кто уверен в наличии демократии в России, снизилась по сравнению с данными за декабрь 2014 года на два процентных пункта — до 15 процентов. Репрезентативный опрос был проведен по заказу общественно-правового телеканала ARD 2-3 марта, в нем участвовали 1006 человек в возрасте старше 18 лет.

О страхах Москвы и о Минских соглашениях

Мнения, что российское руководство готово использовать любые средства, чтобы отстаивать свои интересы, придерживаются четыре из пяти респондентов. Вместе с тем 47 процентов участников опроса высказали понимание того, что Москва может чувствовать угрозу со стороны Запада. Доля тех, кто понимает опасения Москвы, незначительно, но сократилась — на один процентный пункт со времени предыдущего опроса. Ровно половине опрошенных — 50 процентам — эти опасения представляюся непонятными.

Лишь 13 процентов опрошенных в рамках ARD-DeutschlandTrend уверены, что последние соглашения, к которым пришли в Минске стороны украинского конфликта, будут выполнены. 64 процента заявили, что не очень уверены в их реализации, а каждый пятый респондент вообще не верит в выполнение Минских соглашений.

Как во времена холодной войны

Сравнение с архивными данными показало: степень недоверия немцев к России сопоставима с той, что существовала в годы холодной войны. Социологический институт в Алленсбахе — старейший в Германии — поделился с DW данными о зафиксированных до воссоединения страны симпатиях граждан ГДР и ФРГ к жителям СССР, а позже — России. Так, в 1981 году на вопрос "Нравятся ли вам русские?" лишь 14 процентов немцев ответили положительно, 46 процентов дали отрицательный ответ, остальные 20 процентов не смогли определиться.

Своего пика симпатии немцев к россиянам достигли в 2003 году, когда вместе с правительством Герхарда Шредера Россия выступила против войны в Ираке: на вопрос "Нравятся ли вам русские?" положительно ответили 41 процент респондентов в восточных землях Германии и 30 процентов — в западных. Но уже в 2011 году соответствующий показатель упал до 18 процентов в среднем по Германии.

Потеря доверия наблюдается уже несколько лет

"Потеря доверия — это процесс, который длится уже несколько лет", — прокомментировал DW итоги опроса ARD-DeutschlandTrend берлинский политолог, внештатный эксперт Германского общества по внешней политике (DGAP) Кристиан Випперфюрт.

"У немецкой стороны, увы, есть очень веские аргументы для скептичного отношения к России. Только один пример: в 2014 году власти России до середины апреля отрицали активное участие российских военослужащих в событиях в Крыму, и только потом, как бы между делом, Владимир Путин признал этот факт", — сказал эксперт.

Но потеря доверия — к немцам — наблюдается и в России, напомнил он: "Еще год назад Германия считалась лучшим другом России, а сейчас отошла далеко-далеко на задний план и рассматривается даже скорее как противник".

Высокие показатели недоверия жителей Германии к действиям российского руководства можно объяснить и тем, что усилия российских государственных СМИ на Западе не увенчались особым успехом, полагает Кристиан Випперфюрт: "Я не считаю верными утверждения, что российская пропаганда особо эффективна".

Скептичное отношение немцев к Минским соглашениям политолог объясняет двумя причинами. Во-первых, "в последние 10 месяцев было уже несколько попыток добиться перемирия и установления мира. Все эти инициативы не увенчались успехом". Вторая причина, по мнению эксперта DGAP Випперфюрта, кроется в том, что Минские договоренности "не дали ответы на главные вопросы — каким будет устройство Украины, как будет позиционировать себя геополитически эта страна".

"Есть ряд таких вопросов, которые только поставлены, но ответа на них нет", — подытожил собеседник.