Рубрики
Мировые новости

Милости не просим. Европа растерялась перед проблемой нелегалов

Но после недавнего крушения, в котором погибли более 900 человек, терпение европейцев может иссякнуть, пишет Павел Сивоконь в №16 журнала Корреспондент от 24 апреля 2015 года.

В ливийском порту Мисрата находится крупнейший центр нелегальной миграции в Европу. Сегодня там отправки через Средиземное море ожидают по меньшей мере 150 тыс. человек.

«Цена вопроса – $ 950. Таковы сейчас расценки на билет до Италии. За это их, скорее всего, запрут в трюме, и если судно затонет, то никто не сможет спастись», — говорит Корреспонденту Акбар Ахмед из Американского университета изучения ислама. Этот исследовательский центр работает с волонтёрскими программами в Ливии, ставшей главным перевалочным пунктом для нелегальных мигрантов в Европу.

По данным Евросоюза, море каждый год пересекают более 100 тыс. человек – с разной степенью успешности

По данным Евросоюза, море каждый год пересекают более 100 тыс. человек – с разной степенью успешности. До прошлой недели власти Европы только разводили руками и сетовали на недостаток финансирования, чтобы остановить этот поток мигрантов.

Но авария катера у берегов Ливии, в которой, возможно, погибли более 900 человек, может повлиять на пограничную политику Европы. Главные чиновники ЕС уже выступили с предложением согласовать действия по патрулированию Средиземного моря. Некоторые даже предложили провести невоенную интервенцию в Ливию, чтобы ликвидировать лагеря беженцев и систему их незаконной транспортировки в Европу.

Правда, пока неясно, куда европейские лидеры хотят деть более 300 тыс. человек, которые сосредоточены по всему африканскому побережью и в прямом смысле ждут у моря погоды, чтобы отправится в плавание. Брюссель может предложить им разве что лагерь для перемещённых лиц и постепенную депортацию на родину, откуда они, собственно, и бежали.

Проблема беженцев из Африки стоит перед Евросоюзом довольно давно. Ещё в 2011 году премьер Италии Марио Монти говорил, что его страна ежегодно тратит более € 9 млрд на патрулирование своей акватории и спасение мигрантов в случае аварий. При этом более половины переселенцев проходят мимо миграционных служб и пополняют ряды европейских нелегалов.

Но тогда Италии просто посоветовали лучше следить за своими границами. ЕС переживал кризис суверенных долгов и не был готовы платить ещё и за патрулирование огромных пространств Средиземного моря.

Теперь же эта проблема приобретает всё больший масштаб. И тому есть сразу несколько причин.

Ливия представляет собой территорию, которую правительство контролирует лишь отчасти, а полевые командиры на местах построили бизнес на таком транзите

Во-первых, Ливия в годы правления Муаммара Каддафи сдерживала потоки мигрантов на своих южных границах, и поэтому беженцам, двигавшимся из Чада или Нигерии, приходилось преодолевать несколько заслонов. Теперь это в прошлом: Ливия представляет собой территорию, которую правительство контролирует лишь отчасти, а полевые командиры на местах построили бизнес на таком транзите. Понятное дело, они заинтересованы в большем количестве мигрантов.

Во-вторых, гражданские войны в Ираке, Сирии, Нигерии и Мали сделали этот регион очень опасным пестом, и его жители стараются сбежать в благополучную Европу, чтобы попросту выжить. Но удаётся это далеко не всем.

Сезон бурь

В прошлом году военно-морские силы Италии более 40 раз спасали нелегалов, пытавшихся перебраться через море на неприспособленных для этого судах. Большинство из них – переоборудованные рыбачьи лодки. В последние годы переправлять беженцев стало намного выгоднее, чем ловить рыбу. По данным Международной морской организации, за один рейс такой предприниматель может заработать до $ 10-30 тыс. – конечно, если всё пройдёт удачно.

По данным Международной морской организации, за один рейс владелец судна может заработать до $ 10-30 тыс. – конечно, если всё пройдёт удачно

А удача улыбается перевозчикам не всегда. В апреле нынешнего года (а в апреле в Средиземноморье открывается нелегальный судоходный сезон) один такой корабль вышел из египетского порта и направился на запад, собирая вдоль побережья мигрантов, готовых рискнуть. Когда он подошёл к Ливии, на его борту уже были более 700 человек. Позднее он взял дополнительно почти 200 пассажиров и направился к Италии.

«Это стандартный маршрут: Египет – Ливия – Италия. Если повезёт, вас высадят в пустынном месте. Если поймают, то направят на остров Лампедуза», – говорит Пет Джонсон из Школы изучения Востока и Африки.

На этом итальянском острове находится самый большой лагерь, где беженцы живут перед депортацией на родину. Европа не может принять всех желающих, и поэтому их отправляют назад. А они опять пробуют доплыть до Италии, так как дома у них уже ничего не осталось.

В этот раз судно попало в шторм и перевернулось у берегов Ливии. Итальянские пограничники спасли только 28 нелегалов. Остальные были заперты на нижних палубах и, скорее всего, погибли. Сейчас корабли нескольких стран ЕС ищут их останки. Почти в тот же день у острова Родос в Греции разбилось ещё одно судно с мигрантами, которые хотели доплыть из Турции в Грецию.

Теперь Евросоюз решительно настроен покончить с проблемой беженцев. Хотя пока не понятно, как европейцы сделают это

Если бы не большое количество жертв, эти крушения были бы заурядными событиями. Но теперь Евросоюз решительно настроен покончить с проблемой беженцев. Хотя пока не понятно, как европейцы сделают это. Несмотря на заявления премьера Италии Маттео Ренци о том, что несколько человек, которые могут быть причастны к переправке людей в Европу, уже арестованы, эксперты не верят, что такой прибыльный бизнес можно свернуть одними арестами.

Другие политики больше надеются на флот. Но и тут успехи невелики. Италия отправила на патрулирование этого района всего 12 кораблей, а другие страны не хотят создавать ради этого единую эскадру. Тем более непонятно, как поступать с людьми, которых поймают пограничники.

Власти Италии уже давно говорят, что лагерь на Лампедузе переполнен и мигрантов просто некуда девать. В 2010 году они уже грозились выдать всем переселенцам разрешение на проживание в ЕС и отправить их дальше на север, в Германию и Францию, куда приезжие из Африки так стремятся. Тогда скандал замяли, но после этого Великобритания отказалась даже рассматривать возможность присоединения к зоне Шенгенского соглашения. А сейчас, перед майскими выборами в парламент, Лондон говорит о том, что нужно ещё строже следить за мигрантами даже с паспортами Евросоюза.

Пока эффективным будет только один способ – убрать лагеря беженцев из Ливии. Но и его вряд ли можно осуществить. С момента падения режима Каддафи береговую линию страны контролируют полевые командиры

Пока эффективным будет только один способ – убрать лагеря беженцев из Ливии. Но и его вряд ли можно осуществить. Дело в том, что с момента падения режима Каддафи береговую линию страны контролируют полевые командиры. Для того чтобы очистить побережье, нужна военная операция.

«Когда в Брюсселе слышат о новой войне в Ливии, у политиков начинается паника. Они не забыли кампанию 2011 года, которая многим стоила карьеры», – считает Питер Павлак из Исследовательского института в области безопасности ЕС.

Поэтому сейчас даже мысли об интервенции кажутся несвоевременными. Тем более если и ликвидировать лагеря, непонятно, что делать с беженцами, которые возвращаться назад не хотят.

Опасные страны

Сейчас главными поставщиками мигрантов в Европу выступают государства Ближнего Востока и Северной Африки. Это неудивительно. За последние годы именно в этих регионах активизировались религиозные и гражданские конфликты. Только в одной Нигерии за прошлый год от исламистской группировки Боко Харам бежали более 300 тыс. человек. И значительная часть из них направились на север, через пустыню Сахару к Европе.

Другое опасное направление – Ирак и Сирия. Там группировки ИГИЛ уже почти год ведут войну с властями и пытаются основать собственное исламское государство. Иноверцы там не приветствуются. По информации ООН, более 200 тыс. сирийцев уже укрылись в Турции. Анкара, в свою очередь, неофициально пытается переправить их дальше, чтобы не тратить на них деньги.

Так и возникает ситуация, когда всем выгодны эти потоки беженцев. А страны европейского севера заявили о том, что готовы закрыть границы даже для мигрантов из ЕС. Тем более что сейчас увеличился поток нелегалов, которые пытаются переплыть Чёрное море и попасть в Болгарию. София пока не сталкивалась с такими проблемами и не готова бороться с наплывом мигрантов.

После аварии у берегов Ливии в ЕС должен пройти саммит министров иностранных дел по данному вопросу. Но эксперты уверены, что пока европейцы ничего не могут противопоставить трафику нелегалов. Ужесточение пограничных норм между странами ведёт только к расколу внутри ЕС. А на депортацию всех незваных гостей на родину попросту нет денег.

Поэтому, скорее всего, вопрос опять зависнет в воздухе – до следующего судна с нелегалами, которое пойдёт на дно у берегов Италии. Возможно, оно уже вышло в море.

Этот материал опубликован в №16 журнала Корреспондент от 24 апреля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.