Рубрики
Мировые новости

Миссия невыполнима. ООН не может повлиять на глобальные проблемы

В сентябре 2015 года, когда мировые лидеры соберутся на открытие Генеральной ассамблеи ООН, её генсек Пан Ги Мун выйдет на сцену и начнёт презентацию проекта, который во всём мире знают как Цели развития тысячелетия, пишет Павел Сивоконь в №36 журнала Корреспондент от 11 сентября 2015 года. Ровно 15 лет назад его предшественник на этом посту, Кофи Анан, заявлял, что к этой дате в мире больше не останется бедных, а наиболее опасные болезни будут побеждены. Если, конечно, страны решатся работать вместе и не пожалеют денег.

Но всё оказалось не так просто. Самые богатые государства больше рассчитывали на рекламный эффект этих деклараций в рамках ООН и не собирались давать нужное финансирование. Более того, по данным Института Брукингса, только 10% стран согласились выделить 0,7% ВВП на борьбу с бедностью по всему миру и достижение устойчивого развития.

Развитые страны на полную использовали рекламный эффект, что позволило им снять отрицательный образ с процесса глобализации и получить одобрение для своих действий

Остальные или отказались сделать это, или были неспособны дать столько денег. Вначале они думали, что это им не нужно, а потом экономический кризис и крушение системы международных отношений заставили тратить средства на поддержание своей экономики и оборону, а не на далёкие гуманитарные программы. При этом развитые страны на полную использовали рекламный эффект, что позволило им снять отрицательный образ с процесса глобализации и получить одобрение для своих действий.

“Цели развития тысячелетия никогда не были программой только ООН, они напрямую зависели от политики больших стран с деньгами, и те не спешили платить”, — говорит Корреспондету профессор международных отношений Сакико Фукуда-Парр из американской Schools of Public Engagement.

По её словам, никто не ожидал и такого прогресса, и того, что хотя бы часть целей будет достигнута.

Но, тем не менее, по словам аналитиков Совета по внешней политике США, развивающиеся страны постепенно выходят из бедности и уделяют социальной сфере больше внимания, чем 15 лет назад. Тогда казалось, что африканские государства никогда не смогут жить нормально.

Что интересно, эксперты считают, что вовсе не ООН сумела мобилизовать мир для достижения этих целей. До отсталых регионов Земли постепенно докатился экономический прогресс и инвестиции из других стран. А для того чтобы работать в определённых государствах, нужно было побороть нестабильность, которая порождалась бедностью.

Но достигнуть всех целей пока не удалось. Никто не сомневается, что финальный срок будет перенесён на 2022 год, когда страны должны получить окончательный отчёт о Целях развитиятысячелетия. Но и тогда ситуация принципиально не изменится.

Бесцельная политика

Фактически осень 2000 года не стала моментом запуска Целей. Да, на Генеральной ассамблее ООН мировые лидеры громко провозгласили, что теперь перед ними стоят восемь амбициозных целей: побороть бедность, сократить материнскую и детскую смертность, защитить права женщин, обеспечить всех начальным образованием, остановить пандемию СПИДа, решить экологические проблемы и наладить глобальное взаимодействие. Но реального наполнения этих целей тогда не было.

“Никто не знал, кто будет за это платить и как сплотить все страны вокруг этой идеи. Хотя реклама получилась очень хорошая”, — поясняет Корреспонденту Васелин Поповски, старший профессор United Nations University.

По словам профессора, этот саммит позволил протолкнуть идею глобализации в мире.

К 1999 году противостояние гражданского общества данному процессу приобрело очень масштабные формы. Во время одного из заседаний Большой семёрки в Сиэтле там начались протесты, которые переросли с уличную войну. Тогда же, по данным Pew Research, большинство американцев воспринимали глобализацию как попытку крупных корпораций подчинить себе весь мир. Но с появлением гуманитарных целей многие начали менять своё мнение. И теперь протесты антиглобалистов собирают только самых отчаянных активистов и стали такими немногочисленными.

С другой стороны, государства, получив нужную рекламу, не спешили выполнять эти цели. Только к 2002 году на саммите министров финансов в Мексике члены ООН договорились, что будут тратить на борьбу за Цели развития тысячелетия по 0,7% ВВП. Хотя многие участники объединённых наций требовали, чтобы взнос был намного больше. Но развитые страны настояли на своём.

Но потом в дело вступила большая политика. В 2003-м американские войска вторглись в Ирак, не имея резолюции ООН на военные действия. Доказательства того, что Саддам Хусейн владеет оружием массового поражения, которые представили дипломаты США, не убедили Генеральную ассамблею. Эксперты говорят, что тогда между ООН и Америкой начался долгий период ухудшения дипломатических отношений. И взносы Вашингтона в бюджет организации и на программы в её рамках сразу резко упали. Администрация Джорджа Буша дала всем понять, что бюджет будет напрямую зависеть от политических воззрений чиновников ООН.

С приходом к власти Барака Обамы позиция в этом вопросе почти не изменилась. Новый президент США обещал достичь Целей, но не спешил давать больше денег. Кроме того, экономический кризис требовал сосредоточить все резервы внутри страны. В итоге, по данным ВОЗ, в период 2010-2013 годов фонд Билла Гейтса выделил на борьбу с малярией больше денег, чем вся Америка.

Схожая ситуация была и со странами Евросоюза, которые думали о собственном кризисе и не хотели решать отдалённые гуманитарные вопросы. Между тем нестабильность на Ближнем Востоке требует всё больше денег.

Достигли вопреки

У Пан Ги Муна на открытии Генеральной ассамблеи будет и повод для гордости. Почти по половине Целей достигнут значительный прогресс. Деньги, которые всё-таки собирали страны, пошли на вакцинацию, открытие новых больниц, школ и преодоление бедности в самых отсталых регионах.

Большинство стран смогли преодолеть трудности благодаря частным инвестициям. Так, с 2013 года вложения одного Китая в страны Экваториальной Африки составили более $ 10 трлн, что значительно превышает поступления от международных доноров

Хотя в этом успехе кроется один нюанс. По мнению Оли Кендела из Westminster Public Affairs, большинство стран смогли преодолеть эти трудности благодаря частным инвестициям и фондам. Так, с 2013 года вложения одного Китая в страны Экваториальной Африки составили более $ 10 трлн, что значительно превышает поступления от международных доноров.

Тем более страны Азии, которые в 2000 году находились за чертой бедности, постепенно нарастили свою экономику, особенно в период кризиса, когда цена на природные ресурсы, экспортируемые ими, была очень высока. И теперь их правительства могли уделить внимание социальной сфере. Но в вопросах, которые имеют поистине глобальный масштаб, такие как изменения климата, особого прогресса пока не видно. Развитые страны всё ещё не желают ограничивать свои выбросы в атмосферу или платить за них.

Поэтому сейчас основной акцент опять переносится на 2022 год, когда наступит время подводить окончательные итоги. Но это будет только через семь лет, а пока правители могут заняться собственными нуждами, не обращая внимания на призывы ООН.

Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 11 сентября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.