По полочкам: что нужно знать о конфликте России и Польши в грузоперевозках

29.01.2016 16:53
Мир

28 января в Гданьске должны были состояться переговоры по вопросу продления международного договора о транзите между Польшей и Россией, который истекает 31 января. В случае если соглашение не будет продлено, Польша может запретить въезд российских грузовиков на свою территорию, тем самым ограничив им доступ к странам ЕС. Аналогичные меры готовится принять и российская сторона. При этом у польской стороны возникнут также проблемы с поставками в Казахстан и страны Центральной Азии.

Однако, несмотря на жесткие заявления сторон, собеседники Телеграфа уверяют – ситуацию все же удастся разрешить, хотя и с опозданием.

Конфликт на сотни миллионов долларов

Цена вопроса – сотни миллионов долларов для обеих сторон. У польских перевозчиков насчитывается около 130 тысяч транспортных средств, в то время как у россиян – в 3-4 раз меньше. Считается, что ежегодно около 10-12 тысяч польских грузовиков въезжает в Россию, а российских через Польшу проходит около 15-16 тысяч.

«Ежегодно поляки въезжают в Россию около 200 тысяч раз. В зависимости от длины маршрута можно принять, что один фрахт стоит примерно 2 тысяч евро. В общем, на кону около 400 млн евро оборота польских перевозчиков, едущих на восток», — рассказала в комментарии Telegraf.by представитель польской транспортной компании Trans.eu Сандра София Бисикирска.

21 января в Светлогорске (Калининградская область, Россия) польская делегация практически прекратила участие в переговорах через два часа после их начала (вместо запланированных двух дней), а 28 января уже российская делегация не приехала на переговоры в польский Гданьск.

По мнению Сандры Софии Бисикирской, эти переговоры были «последним шансом», поскольку до конца месяца осталось всего пару дней, а с полночи 31 января польские перевозчики должны покинуть территорию России, российские – Польши. Перевозчикам из России, которые не успеют выехать до этой даты, грозит штраф в 4000 евро. Пока же минтранс РФ направил польской стороне предложение продлить срок действия разрешений 2015 года до 15 февраля 2016-го. О готовности к дальнейшим переговорам, несмотря на срыв встречи в Гданьске, заявил и замминистра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит.

Россия: поляки хотят доминировать на рынке двусторонних перевозок

В российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АМАП) заявляют, что польская сторона умышленно затягивает переговорный процесс и отказывается от осуществления обмена разрешениями, требуя в ультимативном порядке отмены федерального закона № 362-фз от 24 ноября 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и нормативных актов, принятых минтрансом России для его реализации.

«Прослеживается явное желание польской стороны нарастить перевозки грузов в/из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией. При этом следует отметить, что польские перевозчики имеют наибольшее среди государств Евросоюза количество российских разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70%. Польша как транзитное государство использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков», — отмечают в АМАП.

В министерстве транспорта РФ уточняют, что требования российского законодательства в сфере перевозок направлены на правовое закрепление возможностей и условий перевозок грузов третьих стран по территории России, что позволит упорядочить порядок контроля российских разрешений на автоперевозки грузов в/из третьих стран и сделать конкуренцию среди автомобильных перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг честной и прозрачной.

Польша: Россия хочет закрыться для иностранных перевозчиков

В то же время со стороны Польши также звучат обвинения России в умышленном затягивании переговорного процесса. По словам Сандры Софии Бисикирской, РФ хочет выиграть как можно больше для своих компаний во время переговоров, при этом вытеснив с дорог зарубежный транспорт и «сделав из России «закрытый двор» только для своих перевозчиков».

«Русские защищают свой рынок, который на грани выживания, и поэтому сделают все для того, чтобы не пустить к себе польские грузовики… Россия значительно увеличивает лимиты для перевозок, из-за чего иностранные перевозчики на территории страны станут невозможными. Все это, очевидно, связано с экономической ситуацией в России и необходимостью создания внутреннего спроса», — пишет польский тематический портал TruckFocus.pl.

Также поляки заявляют, что российские перевозчики хотят получить полную свободу транзита через Польшу, без всяких разрешений. Кроме того, Варшава не довольна существующими ограничениями на въезд на территорию страны для польских автоперевозчиков, в частности, запретом на ввоз товаров, произведенных на иностранных предприятиях, которые работают в Польше.

Ничего нового, или России деваться некуда

Между тем в нынешнем конфликте грузоперевозчиков между Россией и Польшей нет ничего нового, такое уже случалось в 2010-2011 годах, когда в связи с отсутствием договора о транзите границу не мог пересечь транспорт из обеих стран.

«Сейчас цены на рынке грузоперевозок упали до того уровня, что россиянам и полякам стали практически нерентабельно возить грузы. У многих мелких перевозчиков, которые стали работать самостоятельно, фуры попросту простаивают. Работают только те, кто брал машины в лизинг, чтобы делать выплаты по лизингу», — рассказали Telegraf.by на условиях анонимности в крупной европейской логистической компании.

По словам собеседника, после 31 января, когда перестанут действовать разрешения для польских и российских перевозчиков, возить грузы из Европы смогут только белорусы, прибалты и украинцы. «Они резко поднимут свои ставки, но все равно их мощностей не хватит, чтобы перевозить требуемый объем грузов. В результате Польша и Россия договорятся между собой, и польские и российские перевозчики предложат скидки относительно цен белорусов, прибалтов и украинцев (но эти новые цены будут уже выше старых нерентабельных), и все вернется на круги своя. Таким образом, конфликт между Россией и Польшей на рынке грузоперевозок имеет чисто экономическую подоплеку и разрешится примерно в течение месяца», — отметили в компании.

Сандра София Бисикирска также ожидает, что ситуация может разрешиться в ближайшее время после двух недель простоя польских и российских перевозчиков. При этом, по ее мнению, Россия будет вынуждена пойти на уступки, поскольку ее перевозчики фактически не могут попасть в ЕС никак, кроме как через Польшу.

«Через Украину в ЕС им ехать невыгодно из-за сложившейся политической ситуации. Конечно, возможен транзит по водным путям. Портом даже дешевле было бы, но теряется время и возникает ряд неудобств. Таким образом, у Польши есть все козыри, и минтранс Польши это понимает. А если и нет, то что ж: после введенного эмбарго и в последний конфликт в 2010-2011 годах часть компаний проста поменяла направления работы», — добавила она.