Комментарий юриста по Указу №98: Skype и Viber не запретят, но функционал урезать могут

17 марта был опубликован текст Указа Президента Республики Беларусь от 15 марта 2016 года № 98 «О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи», вызвавший моментальный резонанс в медиа.

Пункт 2 Указа устанавливает, что пользователям услуг электросвязи общего пользования запрещается применять программные и технические средства, в совокупности используемые для преобразования протокола обмена данными, по которому передаются голосовые и иные сообщения электросвязи от вызывающего абонента, и передачи этих сообщений вызываемому абоненту с использованием абонентских номеров, не принадлежащих вызывающему абоненту, комментирует для Telegraf.by младший юрист юридической компании COBALT Тимофей Савицкий.

 

Комментарий юриста по Указу №98: Skype и Viber не запретят, но функционал урезать могут

Тимофей Савицкий, младший юрист юридической компании COBALT

 

Операторы электросвязи, согласно тексту Указа, обязуются осуществлять мониторинг трафика абонентов на обозначенные в пункте 2 нарушения, сотрудничать с органами власти, осуществлять блокировку пропуска трафика при выявлении нарушений, интегрировать свои программно-технические средства и сети с государственным комплексом технического противодействия (разрабатываемая Национальным центром обмена трафика система по выявлению нарушений и противодействию нарушениям порядка пропуска трафика) и выполнять иные обязанности. В случае если операторы электросвязи не выполняют требования Указа, такие действия будут являться грубым нарушением законодательства о лицензировании деятельности в области связи. Таким образом, операторы связи могут быть лишены лицензии на деятельности в области связи.

При всей неоднозначности использованной в Указе терминологии было бы опрометчиво говорить о запрете технологии VoIP (IP-телефонии), которую используют Skype, Viber и подобные им программы. В Указе говорится не о запрете на использование подобных технологий, а на (1) применение программных и технических средств, изменяющих протокол обмена данными при передаче голосовых сообщений, а также на (2) использование абонентских номеров, не принадлежащих вызывающему абоненту.

С большей долей вероятности, нормы Указа призвана бороться с использованием сторонних номеров и анонимизаторов (антиопределители номера), которые применяются для минимизации расходов при передачи голосового трафика (запрет на «покупку» посреднических номеров – например, одна из функций Skype: приобретение локального «виртуального» номера и возможность совершать звонки при его помощи на локальные мобильные и стационарные телефоны).

В связи с тем, что в Указе говорится именно о преобразовании протокола обмена данными, есть риск того, что данная норма может ставить под запрет и звонки с использованием VoIP на обычные телефоны. При звонке, например, с одного аккаунта Skype или Viber на другой аккаунт конвертации протокола не происходит – используется единый протокол IP для фактической связи двух устройств. При совершении же звонков на телефоны (стационарные или мобильные) происходит непосредственная конвертация IP-трафика в формат, который может воспроизвести телефон, – например, GSM. 

Не совсем понятно, должна ли подобная конвертация сопутствовать использованию номера, не принадлежащего абоненту. Если выделенные два условия должны выполняться в совокупности, то положения Указа менее ограничительные – запрет будет только в случае звонков на стационарные и мобильные телефоны с использованием «виртуального» номера.

В любом случае, уже на данный момент можно говорить о том, что определенный функционал таких программ как Skype и Viber может оказаться под запретом, не говоря уже о менее крупных сервисах по использованию и покупке «виртуальных номеров». Дополнительным фактором в пользу данной версии может служить и разработка аналогичного закона в Российской Федерации, проект которого был опубликован в декабре и который прямо запрещает «подмену номеров операторов сотовой связи».

С учетом расширительной формулировки («голосовые и иные сообщения»), содержащейся в тексте Указа, данная норма может использоваться не только в контексте IP-телефонии, но и в иных случаях, например, при применении VPN и иных технологий. В настоящий момент, в отсутствие разъяснений уполномоченных органов, точный прогноз по применению Указа сделать не представляется возможным.

Как только придет ответ на наш запрос из ОАЦ, сразу же будет дано оперативное разъяснение данного указа.

Как вам новость?
Головоломки