Миллиарды на ржавчину

30.07.2017 22:24
Реклама

На что Китай тратит сумму, приблизительно равную трем процентам внутреннего валового продукта в год (около двух триллионов юаней), сопоставимую с затратами на сферы социальной защиты, образования и почти в пять раз превышающую военный бюджет государства? Ответ неожиданный: на ржавчину. Прежде всего речь идет о строительных конструкциях из металлов, подверженных коррозии, таких как опоры, мосты, трубо- и путепроводы. Автомобильная промышленность также несет серьезные финансовые потери из-за окисления металлических частей своей продукции.

На что же идут столь внушительные суммы? Сначала половина денег тратится на борьбу с уже начавшейся коррозией, затем половина – на ликвидацию ее разрушительных последствий. Инженеры Поднебесной, обнаружившие эти поразительные цифры, нашли и способ уменьшить их: до эквивалента одного процента валового продукта, то есть, трети затрат. Собственно, ничего нового они не предлагают – лишь тщательнее соблюдать промышленные и строительные стандарты, а еще – проводить вовремя соответствующую обработку подверженных ржавчине конструкций.

Невольно вспоминается распространенная при советской власти дополнительная антикоррозионная обработка своих автомобилей владельцами «Жигулей». Заводская подготовка машин была, прямо скажем, не на высоте, а вот смазанные специальным средством на основе битума днище, пороги, крылья флагмана советского автопрома могли прослужить десятилетия вне зависимости от среды, в которой они использовались.

Когда в пятидесятые годы прошлого века Советский Союз активно помогал «младшему брату», в частности, с автопромом, оборонной промышленностью и вообще – строить коммунизм, он практически полностью передавал технологии и материалы новой красно-звездной державе. К слову, отношения были взаимными, но не равноценными: ответная доставка из Китая радовала советских людей не инновациями и финансами, а дешевым ширпотребом вроде халатов с драконами, пластмассовых ваз и бамбуковых зонтиков. Дружба русского с китайцем довольно быстро закончилась, и первые так и не успели передать еще один полезный навык – регулярную антикоррозионную обработку…

Надо сказать, что борьба с ржавчиной, вернее, ее отсутствие на начальном этапе эксплуатации металлических изделий характерна не только для производств развивающихся стран. Первый эшелон – Америка, Япония и иже с ними – тоже тратят немало средств на замену уже прогнивших конструкций; по статистике в числе жертв обрушившихся опор не только производственные планы, но и, к сожалению, люди.

Бурный индустриальный рост Китая, судя по всему, не оставил времени на внутренние проблемы, все силы ушли на экономические скачки и стратегические решения. Мало или плохо обработанный металл же пришел в негодность за последние тридцать – сорок лет, на очереди – конструкции десяти-, пятнадцатилетней давности. Химики, разумеется, давно предлагают дешевые средства борьбы с коррозией металла, но производителям металлических изделий это невыгодно, их лобби всячески противодействует экономически уместным шагам. Отсюда – и расходы, и разрушение ветхих конструкций с заменой их…

Как вам новость?
Головоломки