"Завтра твоей страны": "Какие из белорусских предприятий нуждаются в стимулировании"

27.11.2009 09:53
Архив Редакция

На протяжении последнего месяца Александр Лукашенко пытается придать дополнительный импульс стагнирующей белорусской промышленности

На протяжении последнего месяца Александр Лукашенко пытается придать дополнительный импульс стагнирующей белорусской промышленности своими визитами на предприятия. «Завтра твоей страны» проанализировал, какие из белорусских предприятий прежде всего нуждаются сейчас в стимулировании.

Сначала президент побывал на Минском часовом заводе, потом на «Интеграле». В ближайшее время Александр Лукашенко ждут на шкловском заводе газетной бумаги и на предприятии «Гродно-Азот». Также возможен визит главы государства на Минский завод колесных тягачей.

На основании последних статистических данных «Завтра твоей страны» проанализировал экономические показатели белорусских предприятий.

Непростая ситуация сложилась на Белорусском металлургическом заводе и «Беларуськалии».

На жлобинском предприятии по итогам 10 месяцев производство проволоки сократилось почти в два раза, труб и металлокорда – почти на 30%.

На «Беларуськалии» выпуск калийных удобрений по итогам января-октября 2009 года по сравнению с прошлым годом уменьшился более чем в два раза.

Впрочем, скорее всего, в ближайшее время президент не осчастливит своим присутствием эти предприятия. Здесь стимулирование проявилось в смене руководства обоих предприятий. Новым руководителям будет предоставлено время, чтобы они сумели оправдать доверие главы государства.

Тем более, что на «Беларуськалии» пошел процесс разгрузки складов: на 1 ноября запасы к среднемесячному объему производства составляли всего 0,6 %.

А вот гиганты отечественного машиностроения и радиоэлектронной промышленности положительной динамикой не могут похвастаться. У МАЗа, БелАЗа, Минского моторного завода, Минского тракторного завода, «Горизонта» и «Витязя» по-прежнему падают объемы производства и при этом увеличиваются запасы. Особенно сложная ситуация на МАЗе и на телевизионных заводах.

В белорусской автомобилестроительной индустрии падение производства грузовых автомобилей по итогам 10 месяцев составило около 56 % по сравнению с прошлогодним периодом.

На более чем 30% сократился выпуск автобусов, на 45% прицепов и полуприцепов. При этом склады предприятий уже не в состоянии принимать новые партии техники. По грузовым автомобилям запасы на 1 ноября превышали среднемесячные объемы производства в 4 раза, по автобусам – почти в 2 раза, по прицепам – в 2,5 раза.

По телевизорам выпуск сократился почти наполовину, при этом на складах находится почти 2,5 месячный объем производства. Нового инновационного продукта – электропылесосов – выпущено за этот период всего 12,8% к аналогичному периоду прошлого года, а запасы все равно в 24,2 раза превышают среднемесячный объем выпуска.

На «Мотовело», Минском тракторном, Минском моторном, Минском подшипниковом заводах хотя и нет таких значительных запасов на складах, но падение производства весьма внушительно. По велосипедам оно составило по 10 месяцам около половины по сравнению с 2008 годом, по тракторам – около 35%, по двигателям внутреннего сгорания и подшипникам качения – около 50%.

В большинстве своем сложное положение в машиностроении связано с падением экспорта. Так, по данным января-сентября экспорт тракторов составил только 58,2% к аналогичному периоду 2008 года, экспорт автобусов – 63,3%, двигателей внутреннего сгорания – 33,9%, а экспорт грузовых автомобилей приближается к нулю – 15,7% к январю-сентябрю 2008 года.

Наконец, стимулирование с оргвыводами в отношении руководства, скорее всего, ждет в ближайшее время некоторых белорусских текстильщиков. Падение производства по хлопчатобумажным, шерстяным и льняным тканям составляет в среднем около 20%. При этом складские запасы поражают масштабами – по хлопчатобумажным тканям они превышают среднемесячный уровень производства в 3,2 раза, по шерстяным – в 5,4 раза, а по льняным — и вовсе 9,3 раза.

Сергей Зеневич, «Завтра твоей страны».

Как вам новость?
Головоломки