Рубрики
Мировые новости

Западные журналисты обвинили Россию в фальсификации истории

Полистав учебник, изданный в РФ в 2009 году, западный журналист обнаружил, что форма подачи материала в нем напоминает советское «ретуширование»: то, чем в России принято гордиться, дано расширенно, в то время как некоторые неприглядные для нынешних российских властей исторические факты упомянуты вскользь или вовсе опущены.

Так, сталинской индустриализации в этом пособии посвящено 83 страницы, а голоду начала 1930-х годов — один абзац, пишет журалист в статье, опубликованной в издании «The Times», на которое ссылается NEWSru.com.

Кроме того, замалчивается тот факт, что после заключения пакта Молотова-Риббентропа СССР задабривал Гитлера, в том числе поставками сырья и бензина, срывая эффект от британской блокады Германии в Атлантике. Между тем, считает обозреватель, очень важно было отметить в учебнике, что Сталин помогал Гитлеру, «пока мы (британцы) воевали с Гитлером».

Журналист также не согласен с утверждением в учебнике, что Великобритания и США вели переговоры о сепаратном, или одностороннем, мире с нацистами. Но самой ужасной ему показалась интерпретация сталинского террора: в учебнике Филиппова указано, что 786 тыс. человек были приговорены к смертной казни, но нигде не говорится о миллионах жертв.

Автора учебника Александра Филиппова журналист называет лицом «позитивной истории». По мнению Филиппова, «нельзя писать учебники, которые переполнят детей ужасом и отвращением к их прошлому». «Общий позитивный тон в преподавании истории будет воспитывать у подрастающего поколения оптимизм и уверенность в себе», — заявил Филиппов.

Российские ученые: история не искажается только в учебниках Беларуси и Армении

Ученые из Национальной лаборатории внешней политики, изучив школьные учебники 12 стран ближнего зарубежья, остались ими недовольны. По мнению россиян, соседи в учебных пособиях возвеличивают собственные народы и безосновательно критикуют русских. Таких тенденций, по их мнению, нет только в учебниках Беларусии Армении.

Российские специалисты в течение года изучили более 187 учебников. Результаты историографического исследования были опубликованы в специальном докладе. Там говорится, что страны бывшего СССР преподносят школьникам мифы о древности своего народа, высокой культурной миссии предков и негативном влиянии России.

В докладе приводятся зачастую курьезные факты в трактовке истории. Так, в учебнике прибалтийских авторов одна из глав называется «Этническое происхождение людей каменного века».

По мнению российских ученых, украинские учебники «напоминают мультфильмы, в которых добро в угоду разным политическим силам превращается в зло, при этом зачастую не меняя своего содержания». Процесс воссоединения Украины с Россией трактуется в украинских учебниках как признание Москвой ее независимости. Также в учебниках рассказывается о неизвестном ученым образовании — Украинской казацкой державы, позже якобы уничтоженной Москвой, отмечается в докладе.

По словам российских экспертов, все учебники стран ближнего зарубежья отличаются националистической трактовкой истории. Как отмечают российские историки, часто этот национализм является мнимым, а события излагаются в пользу интересов правящих элит.

Так, например, в эстонских учениках позитивно описывается период шведского господства, несмотря на то, что в это время от голода, чумы и войн погибло четыре пятых населения. В то же время ненависть к России заходит у авторов учебников по истории Эстонии так далеко, что они не стесняются сожалеть, почему же Запад в средние века не осуществил масштабный крестовый поход на Русь, говорится в докладе.

По словам российских ученых, во всех учебниках замалчиваются выгоды, которые страны получали, будучи республиками СССР. Таким образом идет возвращение к теории «абсолютного зла», олицетворением которого стала России, отмечают эксперты. Российские специалисты с тревогой говорят об опасности дезориентации молодого поколения.