В письме, копия которого оказалась в распоряжении «Телеграфа» (полный текст можно прочесть здесь), Аркадий Гайдамак утверждает, что в 1999 году — «исключительно благодаря уважению высшего руководства Анголы» — он получил право на создание компании, которой было предоставлена лицензия на экспорт ангольских алмазов. Для осуществления деятельности данной компании, по словам Гайдамака, он пригласил г-на Леваева, договорившись делить все расходы и доходы поровну.
Гайдамак утверждает, что он с деловым партнером составили «непубличный договор», который был подписан в присутствии раввина Берла Лазара и передан ему на хранение. Однако теперь, как указывается в письме, раввин отказывается передать контракт Гайдамаку, что не позволяет ему реализовать прибыль, причитающуюся по сделке.
Пытаясь получить разъяснения по этому поводу, корреспонденты «Телеграфа» побеседовали с Аркадием Гайдамаком, а также представителями Льва Леваева и раввина Берла Лазара.
Гайдамак: «Леваев построил свое счастье на моем несчастье»
Чтобы прекратить эту практику я разработал систему лицензирования алмазов, что практически полностью лишило бандитов источников финансирования. После того, как я разработал эту систему, я ввел господина Леваева в эту деятельность, заключив с ним очень простой и понятный договор. Условия этого договора я предам гласности после того, как истечет срок, который я предоставил господину Леваеву на обдумывание сложившейся ситуации.
В договоре, помимо прочего, сказано, что «любая информация, касающаяся совместной деятельности бизнес-партнеров, активов и прочего имущества, а также содержания настоящего договора является строго конфиденциальной и ни в какой степени не должна разглашаться третьим сторонам». Тем не менее, в договоре отмечается, что «Гайдамак имеет право в любой момент разгласить условия этого контракта, если его интересы, в рамках этого контракта, не соблюдаются».
На то время я имел достаточно весомые позиции, обладал средствами и решил, что могу, не обостряя отношений с Леваевым, отойти в сторону, предоставить ему действовать самостоятельно, а со своей стороны я хотел выйти из-под огня критики. Я мог себе это позволить, тем более что в моем распоряжении был четкий и ясный договор.
Тем не менее именно то, что мои сложности и во Франции, и в Израиле обрели в последние месяцы контрастность, я решил все-таки настоять на соблюдении моих прав, в рамках существующего договора. Именно поэтому я встретился с г-ном Лазаром и попросил получить конверт, который был ему передан в присутствии г-на Леваева, в соответствии с еврейской традицией. На что г-н Лазар ответил мне буквально следующее: «Я подтверждаю, что получил от вас конверт. Я не знаю, что в нем было, но по прошествии многих лет решив, что вам этот конверт больше не нужен, я его уничтожил». Обратите внимание, он не сказал — «мыши сгрызли», «дети потеряли», «домработница выбросила». Нет, он откровенно сказал, что лично сжег.
«Ваш конверт куда-то потерялся», — сказал он мне. Это в общем-то с юридической точки зрения меняет мало, но очень много это меняет с моральной точки зрения. Но тут он задал мне абсолютно потрясающий вопрос: «Если этот документ настолько важен, то почему вы не хранили его копию?».
— Я вам сейчас отвечу, но прежде хочу, чтобы вы поняли: такой вопрос из уст раввина противоречит самому принципу хранения уважаемым членом общины документа. Именно потому не составляется копия, что моральная ответственность раввина, хранящего конфиденциальный документ, состоит в том, что бумага имеется в одном экземпляре. Мы могли бы ведь положить, например, бумагу в сейф, каждый взять по ключу, например. Но мы отдали документ раввину, который должен был хранить единственный экземпляр этого документа.
— Конечно. Знаете, я советовался со многими раввинами, и все в один голос сказали, что не может религиозный человек, не просто раввин, а религиозный человек, сказать неправду в такой ситуации. В такой ситуации лжесвидетельство — самое страшное преступление из возможных. И конечно, я не допускал, что раввин Лазар может сказать неправду и поэтому не снял копию. И его вопрос на эту тему был крайне лицемерным.
— Видите ли, у меня нет прямых доказательств, но всем своим поведением он дает понять, что он действовал в иных интересах, чем соблюдение еврейских традиций и законов Торы.
— Представители г-на Лазара, к которому мы обратились за реакцией на ваше письмо, утверждают, что они его попросту не получили. Как вы можете прокомментировать это утверждение?
— Тут все очень просто. Я могу предоставить выписку из факс-машины о направлении факса в канцелярию г-на Лазара. Более того, сразу после этого мой помощник связался с приемной, секретарь ответил, что как только г-н Лазар появится, его ознакомят с текстом письма. Поэтому он мог бы получить полную информацию у себя в секретариате.
— Вернемся к началу. Вы сказали, что если в течение установленного вами срока г-н Леваев не отреагирует, вы огласите условия контракта. Какой реакции вы ожидаете?
— Я ожидаю выполнения оговоренных нами условий, которые очень четкие и ясные. У меня есть права требовать передачи мне всей финансовой информации, коммерческой информации, и, разумеется, выполнения финансовой стороны соглашений, которые предусматривают соотношение пятьдесят на пятьдесят, то есть, например, в том случае, если компания понесла убытки за это время, то есть за 10 лет, то, безусловно, я должен доплатить. Я всего лишь ожидаю реализации своих прав — в соответствии с подписанной договоренностью.
Раввин Берл Лазар: «Гайдамаку отвечу лично»
В канцелярии главного раввина России Берла Лазара вначале заявили, что письма от Гайдамака не получили, но на следующий день поправились и сказали, что письмо к ним пришло уже после того, как было направлено в СМИ.
В телефонной беседе с корреспондентом «Телеграфа» представитель раввина Лазара озвучил реакцию: «Раввин Берл Лазар, изучив письмо Аркадия Гайдамака, ответит ему лично в ближайшее время. Если г-н Гайдамак сочтет необходимым затем обнародовать этот ответ, — на то его право. Полемизировать с г-ном Гайдамаком в средствах массовой информации раввин Берл Лазар не считает для себя возможным».
К моменту публикации материала представители Гайдамака сообщили, что письма от Берла Лазара еще не получили.
Лев Леваев: ответа пока не последовало
На момент публикации материала реакции от Льва Леваева не поступило.
«Телеграф» благодарит израильское информационное агентство «Курсор» за помощь в сборе информации.