Рубрики
Мировые новости

Диспетчер смоленского аэропорта раскрыл подробности крушения Ту-154

«Первым приземлялся ЯК-40, он успешно сел, без замечаний. Вторым должен был приземлиться Ил-76. Но видимость полосы была недостаточной и экипаж принял решение уходить на запасной аэродром. Я запрашивал Москву, на какой аэродром ему приземляться. Самолет благополучно сел во «Внуково», — рассказал он.

Диспетчер уточнил, что третий самолет — Ту-154 — прибыл позже, когда погода уже начала ухудшаться. «Сначала он заходил на посадку уверенно, строго, как и положено, без отклонений. Но потом появились у диспетчеров сомнения. Руководитель трижды дал команду уходить на второй круг. Экипаж его не послушался. Хотя диспетчеры предупреждали его, что видимость плохая и нужно готовиться к уходу на запасной аэродром, — рассказал Муравьев. — Когда экипаж не послушался, диспетчерам оставалось только продолжать «вести» самолет и наблюдать за ним. Заход был единственным, самолет сразу разбился».

Ранее СМИ писали, что самолет президента Польши, несмотря на рекомендации диспетчеров, четырежды заходил на посадку в смоленский аэропорт.

Трудности перевода

Муравьев отметил, что переговоры с экипажем Ту-154 велись на русском и отчасти на ломаном английском и «это затрудняло понимание».

«Руководитель группы руководства полетами предупреждал, что погода плохая. Но экипаж приступил к снижению без разрешения. Без разрешения осуществил заход на посадку. И руководителю деваться было некуда. Разговоры сначала, когда самолет шел по курсу, были спокойными. Но экипаж не делал докладов, хотя и должен был. Диспетчер должен не только сообщать экипажу обстановку, но и получать отчеты обо всех маневрах, о высоте. Пилот этого не делал», — сказал диспетчер.

Он не исключил, что экипаж не реагировал на рекомендации из-за языкового барьера. «Руководитель группы руководства полетами сказал даже: «Понимание у нас с экипажем «фифти-фифти». Диспетчер говорил с пилотом по-русски, ему помогали остальные, подсказывали английские фразы. И было трудно разобраться, понял ли пилот, что ему говорят. Речевой барьер мешал пониманию. Я считаю, что это могло отразиться на исходе полета», — отметил Муравьев.

По словам диспетчера, трагедия произошла из-за стечения обстоятельств. «Погодные условия, возможно, ошибка экипажа, потеря контроля за высотой. И стремление пилота любой ценой посадить самолет. Мне кажется, что это стремление обусловлено тем, что на борту были такие высокие персоны. Именно это стремление губит и наши экипажи, и самих персон. Был же случай, когда Качиньски отстранил экипаж за то, что он отправил самолет на запасной аэродром. — рассказал Муравьев. — А теперь поставьте себя на место пилотов. Эта боязнь, чувство ложного стыда, мнение, что отправить борт на запасной аэродром — это позор, привели к тому, что пилот утащил на тот свет столько людей. Я сам бывший летчик, я все это понимаю. И я скорблю со всеми. Техника и погода не прощают ошибок, нужно выполнять летные законы. Только тогда ты сможешь летать долго и красиво».

Польский правительственный самолет ТУ-154 разбился под Смоленском в субботу утром. На борту самолета был президент Польши Лех Качиньски. Глава Польши вместе с официальной польской делегацией летел в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто.

Из-под обломков уже извлечены тела 87 погибших. Гроб с останками Леха Качиньского в воскресенье был отправлен в Польшу. В понедельник в Москве было опознано тело его супруги.