Может не взлететь. Новый истребитель РФ Checkmate

Госкорпорация Ростех представила новый самолет, разрабатываемый бюро имени Сухого. Эксперты как в России, так и на Западе, сомневаются в его перспективах.

В России представили образец первого российского легкого тактического однодвигательного истребителя. Новый российский самолет получит название Checkmate для иностранных заказчиков. Американская разведка назвала истребитель Screamer.

Прототип пока не совершал реальных полетов, но уже позиционируется как конкурент американского однодвигаетльного истребителя пятого поколения F-35 Lightning II. Корреспондент.net рассказывает подробности.

 

Сдержанный и скромный

Госкорпорация Ростех в ходе Международного авиационно-космического салона 2021 года (МАКС-2021) презентовала образец первого российского легкого тактического однодвигательного истребителя. Самолет для иностранных заказчиков получит название Checkmate (Шах и мат). Возможное название истребителя внутри России — Су-75.

Истребитель пятого поколения создавается в опытно-конструкторском бюро имени Сухого.

«Он сочетает в себе такие инновационные технологии, как поддержка работы пилота средствами искусственного интеллекта, малая заметность, уникальные характеристики бортового оборудования, выдающейся для самолетов своего класса дальностью, скоростью, грузоподъемностью», — описывает Су-75 Ростех. 

Как заявляется, Chekmate сможет разгоняться до двух скоростей звука, масса боевой нагрузки составит 7,4 тонны, дальность полета — три тысячи километров. Его стоимость планируется на уровне 25-30 миллионов долларов. Всего, как утверждают создатели самолета, его рынок составляет примерно 300 единиц.

Название Checkmate для истребителя выбрали в маркетинговых целях, заявил гендиректор российской Объединенной авиастроительной корпорации, которая входит в Ростех, Юрий Слюсарь.

Ростех

«На наш взгляд, конкуренция растет, и некий игровой момент в этой истории применим для того, чтобы продемонстрировать все то, чем мы сейчас обладаем, показать и продемонстрировать некую сдержанность, скромность», — объяснил он.

До начала презентации Ростех распространили тизер, в котором фигурировали летчики из Объединенных Арабских Эмиратов, Индии, Вьетнама, Мьянмы и Аргентины, на которых вероятно и рассчитан новый самолет.

Су-75 один из немногих самолетов с довоенных лет не имеет встроенной пушки. Вместо нее в отсеках вооружения самолета могут быть установлены подвесные пушечные контейнеры, говорит главный конструктор Checkmate Михаил Стрелец.

Как отмечает РГ: Русское оружие, подобное решение создателей Checkmate может быть связано с тем, что самолет в первую очередь предназначается для экспорта.

Так, использование встроенной пушки предполагает высокую квалификацию пилотов, поэтому от такой опции конструкторы отказались. Кроме того, новый истребитель продвигается на рынке как платформа открытой архитектуры, которую можно легко менять в зависимости от запросов конкретных заказчиков.

В частности, истребитель может адаптироваться под применение по наземным, надводным или воздушным целям, а также выполняться в одноместном, двухместном или беспилотном вариантах. На основе Checkmate может быть создан и палубный самолет, заявил Слюсар.

Могут быть установлены различные виды вооружения: ракеты, управляемые ракеты, авиабомбы и стрелковое вооружение.

Другим заметным отличием Checkmate стала автоматизированная система логистической поддержки Matreshka, которую он получил первым из самолетов Сухого, пишет bmpd.

Данная система, созданная как аналог американских сетевых систем технической поддержки ALIS и ODIN для истребителей пятого поколения F-35, позволит отслеживать техническое состояние самолета в режиме реального времени на протяжении всего жизненного цикла.

Предполагается, что за счет этого послепродажное обслуживание Checkmate получится сделать значительно более эффективным и дешевым.

Также Стрелец сообщил, что Су-75 способен одновременно сопровождать две наземные и морские цели.

«Бортовое оборудование самолета со встроенным радаром с АФАР (активная фазированная антенная решетка) способно атаковать шесть и отслеживать до 30 воздушных целей», — рассказал конструктор.

По словам Стрельца, истребитель «оснащен эргономичной кабиной, снабженной совершенным радиоэлектронным оборудованием с элементами искусственного интеллекта», что «позволяет значительно снизить нагрузку на пилота и сосредоточиться на уничтожении наземных и воздушных целей».

 

Перспективы туманны

Разведка США дала самолету название Screamer, что с английского переводится как «крикун», пишет Defense Blog, ссылаясь на собственный источник. Defense Blog отмечает, что подобное название истребитель получил из-за своего большого воздухозаборника.

Издание Ассоциации воздушных сил США Air Force Magazine пишет, что Су-75 относится к тому же классу истребителей, что и американский F-35 Lightning II.

«Checkmate присоединяется к постоянно растущему списку самолетов, соревнующихся в категории F-35», — сказано в сообщении издания.

В публикации также отмечается, что российский истребитель напоминает американский X-32, проигравший в тендере F-35 Lightning II, а также стелс-истребитель YF-23, который уступил F-22 Raptor. В частности, Checkmate получил короткое треугольное крыло со срезанными концами, а также два наклонных элевона.

Издание отмечает, что некоторые решения, использованные в Су-75, заимствованы у российского истребителя пятого поколения Су-57, например откидывающийся назад каплевидный фонарь, установленная на лобовом стекле инфракрасная система поиска и сопровождения, боевая раскраска, а также, вероятно, модифицированный двигатель.

У Checkmate есть только одна проблема, пишет американский журнал Popular Mechanics, «он на самом деле не летает».

В публикации утверждается, что заявленные стоимость самолета и срок его готовности «кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой». Издание считает, что показанное в России изделие скорее является полномасштабным макетом истребителя, чем опытным образцом.

Тем не менее в Popular Mechanics признают, что в случае, если заявленные Россией планы выполнятся, «это может навредить продажам F-35 на внешнем рынке».

Однако российский военный эксперт, главный редактор Ежедневного журнала Александр Гольц считает переспективы самолета сомнительными.

«Я думаю, что весь смысл мероприятия был в том, чтобы один человек (президент РФ Владимир Путин — ред.) восхитился перспективами и сказал — ок, мы это для себя тоже покупаем. Но он этих слов не сказал», — отметил Гольц в беседе с Газетой.Ru.

По его словам, отсутствие новой машины на вооружении у ВКС России — главный минус этого проекта. «Я не знаю случаев, чтобы кто-то покупал самолеты, которые не были бы на вооружении страны-продавца… Боюсь, что так дела не делаются. Купить самолет, который не летает, — эта история не имеет прецедента», — отметил Гольц.

Чтобы стать реальностью разработка по-прежнему требует государственного финансирования из России и/или из-за рубежа — а это далеко не гарантировано, учитывая, что российские военные явно предпочитают более тяжелые истребители, отмечает National Interest.

«Даже с учетом государственных денег опыт разработки Су-57 показывает, что Checkmate едва ли будет разрабатываться столь же быстро и дешево, а производиться в таких объемах, как утверждалось первоначально», — пишет Себастьен Роблен, магистр конфликтологии Джорджтаунского университета, бывший преподаватель Корпуса мира в Китае.