В обзоре британской прессы:
«Железная рука»- не замена демократии» — статью под таким заголовком публикует на своих страницах Financial Times.
Авторы — бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт и президент международной исследовательской организации Pew Research Center Эндрю Коут — размышляют о том, чем российский опыт построения демократии с ельцинских времен до нынешних парламентских выборов мог бы оказаться полезным лидерам недавних арабских революций.
По данным доклада Pew Global Attitudes, до недавнего времени всего 50% россиян одобряли многопартийность, половина опрошенных сожалела о распаде СССР, а 57% респондентов полагали, что сильный лидер более важен для страны, нежели демократическое правительство.
Как отмечают авторы, популярность Владимира Путина на фоне экономического роста и улучшений условий жизни в России более десятилетия подпитывалась подобными настроениями избирателей.
Электорат ищет лидера, способного, в его понимании, обеспечить экономическое процветание. В случае России рост инфляции вкупе со стагнацией доходов привели к тому, что поддержка Путина и партии власти стала падать.
В этом, по мнению Олбрайт и Коута, и состоит важный урок для лидеров «арабской весны»: выходя на улицы, как это было в России в годы перестройки, люди надеются на то, что новая власть обеспечит им стабильность и более высокий уровень жизни.
«Людям нравится голосовать, однако им нужно что-то есть. Господин Путин, казался более способным, нежели господин Ельцин, обеспечить желаемое. Возрождение России признали заслугой Путина, однако затем многие принялись обвинять его в бездеятельности и застое, а также в том, что власти не желают делиться доходами от нефтебизнеса», — продолжают авторы статьи.
Реформы и экономическая реструктуризация, безусловно, необходимы, однако их позитивный результат, как указывают Олбрайт и Коут, может проявиться лишь спустя многие годы.
Авторы статьи надеются, что лидеры арабских революций учтут, но не станут повторять опыт новейшей российской истории.
«Призывы к реформам в арабских странах звучат значительно сильнее, нежели в России 20 лет назад. Однако главный вопрос остается прежним: смогут ли новые демократические власти соответствовать ожиданиям народа?», — резюмируют Мадлен Олбрайт и Эндрю Коут на страницах Financial Times.
Independent на первой полосе сообщает о результатах журналистского расследования деятельности могущественной пиар-компании Bell Pottinger.
«Темное искусство лоббирования», которым в совершенстве владеют специалисты Bell Pottinger, известно далеко за пределами Британии.
К их услугам прибегают, к примеру, когда необходимо «подправить» имидж политика, непопулярного лидера, компании и даже целой страны.
Известно, что клиентами фирмы несколько лет назад были белорусские власти во главе с президентом Александром Лукашенко.
Издание выяснило, что услуги Bell Pottinger крайне недешевы: расценки компании начинаются с миллиона фунтов и выше.
Как пишет Independent, сотрудники Bell Pottinger вхожи в высшие эшелоны британской власти, включая Даунинг-стрит и Форин офис, и по просьбе своих клиентов в кратчайшие сроки могут получить аудиенцию у премьер-министра Дэвида Кэмерона или министра иностранных дел Уильяма Хейга или же организовать встречу в обход дипломатических каналов.
Представители офиса премьер-министра в данном газете комментарии категорически отрицали подобную возможность.
В распоряжение Independent попала видеозапись, сделанная представителями независимой организации «Бюро журналистских расследований», на которой высокопоставленные сотрудники Bell Pottinger рассказывают в подробностях о том, какого рода услуги они предоставляют.
К примеру, как утверждает газета, при необходимости они способны влиять на результаты поиска в Google, отсеивая и удаляя всю негативную информацию о клиенте.
Кроме того, на видеозаписи сотрудники Bell Pottinger хвастаются тем, что им, якобы, под силу организовать «сортировку» и «корректировку» статей в Википедии или устроить публикацию нужного содержания в якобы независимых источниках блогосферы.
По словам Independent, представители «Бюро журналистских расследований» в общении с Bell Pottinger выдавали себя за группу бизнесменов, сотрудничающих с властями Узбекистана и действующих по их просьбе.
Издание отмечает, что сегодня Узбекистан имеет репутацию одной из самых кровавых диктатур в мире, где, по данным правозащитников, жестоко подавляется любое инакомыслие, а на хлопковых плантациях используется рабский детский труд.
Несмотря на это, как пишет Independent, сотрудники Bell Pottinger охотно пошли на контакт и были готовы предоставить властям Узбекистана собственные услуги по «корректировке» международного имиджа.
Газета сообщает, что одно из главных условий, выдвигаемых черными пиарщиками перед началом сотрудничества с диктаторами и одиозными режимами, состоит в том, чтобы те формально объявили своем стремлении к либерализации и начали осуществлять какие-либо реформы.
«Как заявили репортерам представители Bell Pottinger, ранее они помогли убедить Евросоюз в том, что Белоруссия привержена курсу реформ. Однако вскоре после того, как ЕС отменил запрет на въезд Александра Лукашенко, страна вернулась на прежний путь. Запрет в конечном итоге был восстановлен. Bell Pottinger прекратила сотрудничать с властями Белоруссии в 2009 году. На прошлой неделе белорусский суд приговорил двух человек к смерти, несмотря на призывы к милосердию и международное возмущение», — пишет Independent.
Лоббисты лоббируют и отстаивают чьи-то интересы, пиар-компании заботятся об имидже своих клиентов. В этом, по мнению аналитиков издания, нет ничего зазорного — до тех пор, пока эти процессы находятся под контролем общественности.
Independent призывает власти ужесточить контроль за деятельностью фирм, подобных Bell Pottinger, и сделать ее максимально прозрачной, а для политиков — ввести за правило отчитываться о всех встречах с международными мастерами «темного искусства лоббирования».
Times предрекает закат «золотой эры» бюджетного авиаперевозчика Ryanair, еще недавно — крупнейшей авиакомпании Европы.
«Количество перевезенных Ryanair пассажиров снизилось впервые с начала 90-х годов, когда начался быстрый рост компании», — пишет газета.
По сведениям Times, в ноябре нынешнего года этот показатель уменьшился на 8%, то есть, фактически авиакомпания недосчиталась почти 400 тысяч пассажиров.
В результате Ryanair пришлось снять с маршрутов и поставить на прикол 80 самолетов — такого не было даже во времена спада авиаперевозок в 2001 году.
В качестве причин эксперты называют рост цен на топливо и снижение покупательской способности жителей стран Евросоюза.
Несмотря на негативные показатели ноября, ситуация для Ryanair пока не так уж и плоха: «авиаперевозчик из Дублина за шесть месяцев до конца сентября включительно заработал 544 млн евро прибыли, тогда как годовая прибыль должна составить 440 млн евро»
Конкуренты, тем временем, не дремлют и ищут новые пути развития: Guardian сообщает, что Стелиос Хаджи-Иоанну, создатель авиакомпании Easyjet, объявил о том, что запускает аналогичный бюджетный проект в Африке под брендом Fastjet.
К настоящему моменту, как отмечает издание, сам Easyjet уже освоил два маршрута в Африку — в Марокко и Египет.
Кроме того, к 2016 году в африканских странах появится сеть из 50 дискаунтных гостиниц под принадлежащих Хаджи-Иоанну брендом Easyhotel, пишет Guardian.
Обзор подготовил Дмитрий Полтавский, bbcrussian.com