Рубрики
Мировые новости

Разные взгляды, или Первая мировая в учебниках стран Юго-Восточной Европы

Через сто лет после начала Первой мировой в сербской части Сараево установили памятник убийце эрцгерцога Франца Фердинанда Гавриле Принципу. В столице Сербии Белграде также существуют инициативы по возведению подобного монумента. 19-летний сербский студент Принцип, который застрелил 28 июня 1914 года в Сараево наследника австро-венгерского трона и его жену, был членом революционной организации «Молодая Босния». Ее целью было создание южнославянского государства сербов, хорватов и боснийцев. Вскоре Австро-Венгрия предъявила сербскому правительству заведомо невыполнимый ультиматум. Через 30 дней после убийства началась Первая мировая война.

«В Югославии Принципа представляли борцом за свободу. В сербских школьных учебниках это сохранилось и сегодня», — рассказывает Клаудиа Лихнофски (Claudia Lichnofsky), эксперт по странам Юго-Восточной Европы из Института имени Георга Экерта (Georg-Eckert-Institut) в Брауншвейге, занимающегося изучением школьных учебников разных стран. По ее словам, такой подход характерен для школ не только в самой Сербии, но и в Республике Сербской — государственном образовании сербов на территории Боснии и Герцеговины.

Клаудиа Лихнофски подчеркивает, что в Боснии и Герцеговине существуют разные учебники для школьников, принадлежащих к разным этническим группам: отдельно для сербов, хорватов и боснийцев-мусульман. Соответственно, история преподается для них с перспективы конкретного народа. Правда, в случае с Гаврилой Принципом отличия не особо разительны: хотя в школьных книгах для хорватских и боснийских детей он и не изображается героем, как в сербских учебниках, но и не «демонизируется». Кроме того, в сербских учебниках делается акцент на «репрессиях в отношении сербского населения Боснии, последовавших после убийства эрцгерцога», говорит Лихнофски.

Для одних убийца, для других герой

В то же время в румынских учебниках истории убийство Франца Фердинанда рассматривается исключительно как террористический акт. «Поступок Принципа оценивается так же, как и любое другое убийство», — поясняет Йоан Попа, учитель истории в немецкоязычной гимназии города Сибиу в Румынии. Но стала ли именно гибель наследника престола причиной начала войны? «В румынских учебниках это подается как предлог, искра, от которой взорвалась пороховая бочка, — отмечает Йоан Попа. — Основной же причиной считается соперничество между великими державами того времени за политическое влияние и ресурсы».

Сербские учебники однозначно возлагают основную ответственность за разжигание войны на Германию. В частности, в одном из них пишут, что «милитаристское армейское руководство в Берлине, поддерживаемое крупным капиталом, требовало передела сфер влияния и колониального богатства». Согласно этой точке зрения, Австро-Венгрия и Германская империя только и ждали подходящего момента, чтобы мобилизовать население своих стран.

Исторический дискурс при коммунизме

То, как преподносятся причины и предпосылки Первой мировой войны в странах бывшего восточного блока, например в Румынии и Болгарии, сильно изменилось после падения коммунистического режима. Так, в болгарских учебниках до 1989 года Первая мировая война объяснялась «интересами болгарской буржуазии», вспоминает историк из Болгарии Пламен Цветков. Румынский учитель Йоан Попа также рассказывает, что в бытность школьником ему приходилось читать, что «виновным во всем был империализм как высшая стадия развития капиталистического общества». При этом сегодня в образовательных системах обеих стран эта тема подается достаточно взвешенно, дифференцированно и свободно от пропаганды, подчеркивают оба эксперта.

Различия в школьных учебниках стран Юго-Восточной Европы в целом доказывают, что «история по-прежнему описывается с национальной перспективы», убеждена Клаудиа Лихнофски. «Есть некие временные отрезки, как правило начиная с античности и до сегодняшнего дня, в которых каждая нация имеет определенную историю, хотя само понятие нации очень новое. До XIX столетия люди не мыслили нынешними категориями наций», — уточняет она.

Общая европейская история?

Тем не менее предпринимаются попытки изучать историю с разных перспектив. В качестве примера Клаудиа Лихнофски приводит новый учебник, изданный европейским объединением учителей истории Euroclio. В нем события в бывшей Югославии с 1912 по 1945 год показываются под разными углами зрения. «Книга пытается осветить, в том числе, и покушение на Франца Фердинанда с помощью различных источников», — отмечает Лихнофски. По ее мнению, хорошим шагом в этом направлении могло бы стать, например, знакомство школьников из одной этнической группы в Боснии с учебниками, предназначенными для другой. Благодаря этому у детей появилась бы возможность поразмышлять над разницей в трактовках одного и того же события.

Но через национальную призму смотрят на прошлое не только в Юго-Восточной Европе. «Десятилетиями у каждой европейской нации была своя собственная история Первой мировой войны», — считает румынский историк Лучан Боя, написавший книгу о Румынии в начале Первой мировой. «Сегодня мы должны попытаться сбалансировать различные интерпретации, чтобы в итоге прийти к общей европейской истории», — считает он.