Рубрики
Мировые новости

Сева Новгородцев: Никакого конца света не будет

Чат с Севой Новгородцевым

— Как бы Выоценили украинское радио?

Я непостоянный слушатель украинского радио, признаюсь. В моем телефоне, которым япользуюсь сейчас для приема различный радиостанций, — эта технология всем, вобщем-то, известна, но напомнить гражданам лишний раз не мешает, — мой телефонулавливает волны Wi-Fi в моей квартире от моего роутера, через это мы выходим винтернет, а в интернете расположены все станции, которые вещают в сети, — их,по моим подсчетам, там чуть больше 5 000. И поэтому, в принципе, я мог быбыть слушателем и украинского радио. Но, в моем списке — основные все станцииБи-би-би — там их около шести, или семи. Плюс, я слушаю конкурентов с РадиоСвободы, затем я слушаю Эхо Москвы, ну и всякие разные станции… Есть у менянесколько и экзотических станций, например, военная станция Звезда, гдеинформацию подают в небольших объемах, — чтобы военнослужащий голову особо неперегружал, или может у него времени мало. Вот. Не являюсь постояннымслушателем украинского радио. Могу сказать только, что оно, судя по всему,процветает. И первый признак этого — тот факт, что мы здесь. Мы приехали сделегацией Би-би-би по приглашению Radio Roks, которые берут некий программныйконтент у нас на ежедневной основе. Ну, сами понимаете, для того, чтобыбританская радиовещательная корпорация, даже не радио, а вообще медийнаякорпорация, прислала сюда бригаду из ведущего, продюсера, пресс-офицера и еще,там, начальника среднего звена, — это говорит о серьезном отношении к тому, чеммы занимаемся. Стало быть, если есть взаимодействие между различными медийнымикорпорациями, то есть все признаки не только жизнеспособности украинскогорадио, но и его тенденции к росту.

— Какоебудущее Сева Новгородцев прочит радио в эру интернет-технологий?

Ну, я отчастиэто затронул. Изменилась система носителей сигнала. Если раньше мы со спидоламиприпадали к каким-то коротким волнам (люди, которым не нравилось это, каким-тообразом глушили), то сейчас я уже полностью перешел на свой телефон. Показыватьне буду, телефон обычный, как у всех, с экранчиком. В нем у меня естьприложение, через которое я слушаю все станции, которые мне нужны. Кроме того,там у меня вся моя музыкальная библиотека, которую я в трудные минуты слушаю.Мог бы еще кино выкладывать, но я в телефоне носить изображения не люблю,Поэтому телефоном я пользуюсь сейчас — читаю книги в нем из Kindle, слушаю радио, ну и своюмузыку слушаю. Поэтому, из-за развития интернета, из-за того, что сигналпереносится теперь в новые технологические условия, в принципе, господа, мыможем слушать кого угодно и где угодно. Вот это надо помнить. Человек, живущийв Тмутаракани, я не знаю, в Чебоксарах — где угодно — если у него естькакая-нибудь более-менее приличная интернетовская связь, дома роутер стоит, онможет слушать все, что ему в голову взбредет. Там, станцию бразильского тангокакого-нибудь, или уругвайское что-то. Понимаете, да?! Пределов совершенно нет!И вот это для меня, как для постоянного радиослушателя разных каналов, представляеточень захватывающую перспективу. Вы географически свободны. Вас ничто неограничивает. Ну, только если кто-то глушить начнет по новым технологиям, нопока этого нет. Так что, будущее радио весьма радужно.

— Мына прошлой неделе отмечали годовщину Оранжевой революции. Что Вам запомнилосьоб этом событии?

Ну,мы об этом только и вещали. У нас материалов проходило колоссальное количество.Мне вспоминается один человек, который говорил: «А я был у вас на Би-би-си. Какраз шли выборы в президенты. Еще Кучма был. И мы вас спросили, кто победит?».Ну, вы, говорит, не знали так подробностей, но сказали, что победят те, ктопротив. Так и получилось… Оранжевую революцию, естественно, в Англии воспринялиочень положительно, поскольку это отвечает всем идеалам демократическогообщества. Англия через это проходила на протяжении последних трехсот лет вразные периоды, под разным историческим соусом. И поэтому этому, конечно, всесочувствовали. И годовщину эту мы, естественно, помним. Даже если вам кажется,что завоевания Оранжевой революции куда-то канули, помните, что полной потериреволюционных завоеваний у вас не произошло. У вас очень много сдвигов.

— КакСева Новгородцев чувствует себя в роли кавалера Ордена Британской Империи?

Ну,я, когда орден получил, я жене сразу сказал, что на красный свет мне теперь ужеездить нельзя. То есть, это накладывает на человека определенные обязательства.В частности, на работу я теперь хожу, приодетый так, под джентльмена. То есть,у меня есть серия таких костюмов полупарадных-полуофициальных — и это теперьмоя рабочая одежда. Не то, чтобы я там форсить стал, но у меня перед собой,перед наградой есть определенная ответственность. Ну и, честно говоря, я верю внекое ролевое моделирование. То есть, у нас есть очень много коллег, способныхдемократичных людей, которые на работу ходят в майке, — ну и ради Бога. У насесть один человек, который никогда не мерзнет, и он зимой и летом ходит в однойфутболке. И, когда я его встречаю в январе, говорю: «Ооо! Вы в зимнее сегодняоделись». А у него майка была просто чуть потолще… Вот. У меня есть своя, таксказать, тайная повестка дня. Считаю, что цивилизованное, цивильное обществоотличается от не цивильного тем, что человек, выходя в люди, готов слегкаприложить больше усилий по поводу своей внешности, одежды и прочего. И такимобразом поднять планку общения на работе. Потому что есть две школы: одна ходитв трениках — потому что это ему удобно, а другой джентльмен, условно говоря,затягивает на себе корсет, одевает неудобный совершенно крахмальный воротничок,который его душит, и идет на работу, потому что другим на него смотреть приэтом более приятно. Вот я теперь склоняюсь к этой второй модели.

— Какдумаете, жив ли рок-н-ролл?

Ну,это меня на Украине спрашивают, где есть Radio Roks? Там, 25 региональных подстанций!То есть, конечно, жив. Но, когда мне такие вопросы задают, я могу ответитьответным вопросом. Скажем, жив ли Марш прощения славянки в исполнении духовогооркестра сводного московского военного округа? ? Все живо, господа! Все, чтородилось, оно будет уже и дальше жить, никуда оно не денется. А рок — это, таксказать, может и не главный жанр сегодняшнего дня, потому что многие другиепоявились. Но, однажды появившись, будет жить, по крайней мере, пока живопоколение, которое его слушает.

— А Вывсе еще практикуете йогу?

Ну, уменя такая йога, я ее под себя уже, так сказать, подготовил. У меня есть определенныйцикл своей рутины, на который у меня утром уходит от сорока минут до часа. В основномвсе в ванной происходит за закрытыми дверями. Я называю это «борьба заживучесть» — это термин из подводной лодки. Когда в подводной лодке дыркупробила вражеская торпеда, то весь экипаж включается в то, чтобы лодку спасти исамим не погибнуть. Называется «борьба за живучесть» — это военно-морской термин,который я теперь применяю к себе. Так уж у меня судьба сложилась, что мне в моипослепенсионные годы приходится не только работать, но еще и притворятьсямолодым. Поэтому на это уходят определенные усилия. Ну, пока обман удается ?

— В80-ых годах Радио Би-би-си выходило в эфир в КВ-диапазоне. Вы можете повторитьзвук, издаваемый средствами радиоэлектронной борьбы вооруженных сил СССР, которымиглушилась Ваша радиостанция на территории бывшего СССР?

Ямогу респонденту этому сказать, что только он может это изобразить. Посколькуон слушал через глушилки. А там, где мы сидели, глушилок не было — там,соответственно, все было очень чисто, поскольку сигнал шел от нас. Но, я в своигоды слушал Голос Америки и Би-би-си, еще находясь в советском союзе. Поэтомувсе эти «клитц, крхт, псрфпт» [передает звуки заглушаемого радиосигнала, — ред.]- это все мне понятно. Есть на эту тему анекдот. Курсанта военно-морскогоучилища на экзамене вызывают и говорят ему: «Товарищ курсант, покажите и расскажите,как действует трансформатор». И тот отвечатет: «Трансформатор?…Ууууууууууууууу»… Вот, из этой серии.

-Есть ли свобода слова в Украине?

Понимаете,со свободой слова у нас связаны некие романтические представления: о том, что всоветском союзе ее не было вообще, а на Западе, где-нибудь там в США, она быластопроцентной. На самом деле, это некоторая иллюзия. Потому что свобода словавезде относительна. Это я говорю потому, что после 91-го года, скажем, послеразвала советского союза Россия и, может быть, Украина отчасти были наиболееблизки к полной свободе слова в мире. Это обернулось, с моей точки зрения,полнейшей журналистской безответственностью. Когда люди писали и говорили все,что буквально им в голову взбредет, потому что они воспринимали это как свободуслова. Являясь представителями Би-би-си, где редакторские рамки тщательноочерчены и где от журналиста требуется максимальная ответственность за то, чтоон передает, с точки зрения тех лихих девяностых годов — так и у нас свободыслова нет. Но, она есть! Потому что наша свобода — есть осознанная необходимость,как говорили марксисты. То есть, мы точно должны знать, что мы говорим, почему,и что мы за свои факты полностью отвечаем. Поэтому вот внутри наше корпорацииникаких внешних влияний нет. То есть, нет телефонного права: никто не можетпозвонить и указать продюсеру, выходить ему в эфир с этим материалом или нет. Вэтом смысле у нас стопроцентная свобода слова. Но, продюсер, прошедший полнуюподготовку Би-би-си и хорошо знакомый со всеми продюсерскими правилами, самзнает, куда ему ходить, а куда нет, то есть, он знает, как ему себя вести. Вэтом смысле у нас, с моей точки зрения, отличный баланс.

-Сева, у Вас голос не меняется — такой же звонкий и красивый. Как поддерживаете,сырые яйца пьете?

Уменя есть секрет. Значит, последние лет 12 я хожу по улице и чего-то там такоепою. У меня в телефоне, приблизительно, 200 песен артистов начала 40-ых годов,когда все пели красиво. Молодой Фрэнк Синатра, там, Мэтт Монро и всякие люди.Это было время, когда ценились красивые голоса. Если петь с ними вместе и старатьсямаксимально приблизится к их звуку, то вы автоматически входите в систему, такназываемого, опорного производства звука. То есть, когда у вас есть воздушнаяподушка внутри и когда вы говорите не просто так, а с использованием резонанса,который у вас есть. Всем, входящим в радио-бизнес, я рассказываю, что звуклегко представить в виде воды, струи воды. Есть люди, у которых эта вода течетпо носу по груди, [здесь Сева приводит пример того, как разговаривает такойчеловек, см. видеозапись на 13 минуте] — то есть, проекции нет. А есть итальянскийтенор, который летит на километр вперед. Нам это не надо. Но, надо, чтобы радиоголосраспространялся хотя бы на хорошие 30-40 сантиметров. Это по части проекцииголоса. Затем надо заботиться о том, в какую рамку этот голос вставляется. А именнодикционная, произносительная часть. И над этим я работаю по-прежнему каждыйдень. Выезжаю на работу в машине и произношу свои, к примеру, «колпак не по-колпаковскисшит, надо бы переколпаковать и выколпаковать», или там, «33 кораблялавировали, лавировали, да не вылавировали». Ну, и у меня там есть свои линевыезвуки на «бэ, эл», поэтому там, «бло, блю, блу, бли, блиа» — я все этопроговариваю каждый день, ну, уже лет так 25, можно сказать. Вообще, если вы хотитезнать секрет радиодела, то человек в эфире звучит энергичным и молодым, если унего более-менее чистый голос и четкая дикция. У нас был такой Джимми Янг, ведущий,который до своей пенсии в 84 года звучал, как юноша. Его, видимо, уволилипотому, что штукатурка уже начала со щек сыпаться совсем. А так, я, какслушатель, понимал, что это молодой, энергичный, задорный человек. И вот этотрецепт я, как бы, для себя воспринял. Поэтому я стараюсь в эфире говоритьчетко, голос должен быть расслаблен, и, в общем-то, делаться не надо, надо вестисебя естественно и просто.

-Почему закрыли Рок-посевы?

Ну,время подошло, сколько можно?! 26 лет я эту программу вел. И потом, корпорацияна месте не стоит. Англичане нацелены всегда на сегодня, или даже, скорее, назавтра. Поэтому Би-би-си — законодатель мод. Они одни из первых начали переходитьна интернет-платформу — мы очень рано начали это делать. Поэтому, с точкизрения людей, которые стратегически планируют наше радиовещание, программа себяизжила. Я, конечно, не очень был этому доволен. Но, ничего, жизнь идет вперед.Она просто существовала 26 лет. Что вы хотите, чтобы я еще 40 лет программувел? Это жестоко ?

— Сталкивалисьли Вы когда-либо с цензурой? Когда и как это случилось впервые?

Оченьбыл короткий период. Би-би-си не любит такие эпизоды вспоминать… В общем, этобыло у меня в восьмидесятом году на уровне отдела. У нас была начальница такая,английская аристократка Мэрисит Уотсон, которой мои шутки были не всегдапонятны. Если ей казалось, что это выходит за рамки правил гайдлайнов, то онамне эту шутку просто вычеркивала. И все. ? Ну, ей не нравилось, она имела наэто право. Но, эта борьба моя с английской аристократкой привела к тому, что ястал шутки сочинять такие, которые иностранцу не понять, которые основаны нанашем подсознании, на наших намеках. Так что Мэрисит Уотсон косвенноспособствовала улучшению стиля и повышению литературности того, что я делал. Атак больше никаких примеров я вам привести не могу. Потому что за последние 32года случаев что-то я не припомню.

— Когдав Украине должно появиться разговорное радио?

Ну, когда люди будут к этому готовы, видимо.Может быть, они уже готовы, но на радио еще этого не понимают. Тут я простохочу напомнить, что разговорное радио в живом эфире на русском языке, с моейточки зрения, началось в Би-би-си в 87 году, когда мы запустили программуСеваоборот. Она была часовой, она выходила в живом эфире, поэтому ни о какой, соответственно,редактуре речи быть не могло. И, более того, тогдашнее наше начальство пошло наавантюру, которую я им предложил, и разрешило нам в эфире выпивать красноевино. То есть, одну бутылку нам из ресторана привозили для тех, кто в студии, авторую, поскольку нельзя по английским понятиям обидеть и аппаратную, приносилитуда. Но, если в студии мы вчетвером бутылку более-менее выпивали за передачу,то в аппаратной это удавалось не всегда. Поэтому, оставшиеся полбутылки частонесли ночнику, чтобы скрасить ему, так сказать, трудности жизни. Но, еслиговорить серьезно, то наш Севаоборот опирался на английские аналоги. В Англиина Би-би-си радио 4 есть в понедельник программа Start the week, Начало недели, куда насотправили на учебу. Мы три раз ее посещали и знакомились с технологией всегоэтого дела, затем мы делали пилоты, и затем там была некая внутренняя борьбанасчет названия. Потому что не все благосклонно относились к названию Севаоборот.Некоторым казалось, что там есть культовый элемент ведущего и так далее. Но,потом мы их убедили, ск5азав, что на самом английском радио все шоу называютсяпо имени ведущих, и они в конце концов на это согласились. И, в общем, с моейточки зрения, руководство Би-би-си проявило тогда терпимость и широту душиневероятную — с этим вином, с этим названием. И они, собственно, не проиграли,ведь программа стала убойной. Она тогда, в тот момент, когда Горбачевбульдозерами срывал крымские виноградники, и когда шла зверская борьба салкоголизмом, показала сразу несколько вещей: во-первых, что можно в эфире выпивать,совершенно не напиваясь, глоток вина, как в джентльменском клубе; во-вторых,что на работу это никак не влияет. Этот символ тройной такой свободы тогдаочень на многих подействовал.

— Чтоза последний месяц Вас больше всего удивило, или шокировало?

ВАнглии особо ничем не пошокируешь. Там был один момент, ввиду неприятностей на Би-би-си.Был у нас диджей такой ведущий Джимми Савел, там открылись всякие неприятныевещи. Ну, он уже покойник, так что все это было очень давно… Но, у Би-би-си естьтоже неприятели. Потому что это общественная организация, а есть коммерческийсектор, которому непонятно, с какой это стати Би-би-си получает деньги, таксказать, падающие с неба, с их точки зрения. И… подошел мужик с матюгальником,такой, довольно интеллигентный англичанин, и что-то начал такое враждебноевыкрикивать, прям перед зданием Би-би-си. Я был удивлен. Это нетипичная дляАнглии штука. Еще я сейчас вернулся из Калининграда, там я концерт вел однойрок-группы знакомой. Вот Калининград меня поразил. Это такой остров советскогосоюза, который находится в окружении Польши, Литвы. Граница у них на замке ипоэтому там такая скороварка, такой котел под крышкой. Там есть, конечно,кой-какие улучшения и местная власть пытается что-то сделать. Но, все равно этотакой вот срез, такой пережиток советского союза. Еще и погода была плохая…Довольно угрюмое место, мне показалось.

— Сможет ли музыка вновь влиять на политику иобщество, как это было в 70- и 80-ых?

Может быть и сможет, я предсказания делать не буду, но золотые времена в общеми целом уже малость ушли. Потому что невинность, молодость и романтика даютсячеловеку однажды. И это касается и жанров тоже. Как только соки ушли, так всеуже, появляется разочарованность, цинизм, усталость и так далее. Но зарекатьсянельзя, потому что родятся талантливые люди, способные поэты, которые смогутвыразить время так, как его никакими другими средствами не выразишь. Но взажатые 60-е, 70-е годы наши барды, поэты, а потом рок-музыканты, подхватившиеот них эстафету, были нашими факелами, носителями наших идей. Они могли сказатьтак, что мы думаем, как нам сказать самим не удавалось. И вот поэтому мы их наруках носили. А сейчас, когда свобода слова, море разливанное, когда каждыйговорит все, что хочет, то наступает время радиодемократии и прочего. Это невсем нравится, но мы с вами занимаемся же интерактивным делом, мы ведем сейчаснекий чат, в котором участвуют люди, правда я говорю больше других. Но это идетк тому, что в интерактивном радио, которого и в Англии, кстати, полно, я слушаюодну радиостанцию, там весь день звонят какие-то граждане, выражают своемнение, но ведущий их довольно искусно обрезает, если они начинают зарываться.Но во всяком случае роль поэта, как глашатая, или рок-музыканта, как выразителячего-то, в этом контексте уходит на второй план.

— Вопрос о литературе. Кто из современных писателей Вам нравится. Какуюпоследнюю книгу Вы читали?

Для меня чтение беллетристики уже роскошь много лет. Мне, как я говорю жене,надо завтра на работе экзамен сдавать. Я должен придти, зная все, что всеосновные радиостанции говорили с английской и русской стороны, потому что в техинтервью, которые я беру, возникает миллион вопросов каждую минуту, и ты долженмгновенно в этом ориентироваться. Поэтому книги, которые я читаю, они скорееотносятся к популярной научной литературе, или это история, или какие-тофактологические книги с тем, чтобы я набирался ума-разума. То есть я продолжаюучиться. А из литературы читаю очень мало. Из любимых писателей могу назватьстарых, которых вы все знаете, например Довлатова. А современных прозаиковроссийских я побаиваюсь, потому что там есть какая-та душевная жестокость,которая мне не нравится.

— После того, как открылись границы постсоветских государств, поменялась лиВаша аудитория, кто эти люди?

Поменялась. Все, кто меня слушали — уехали. У меня сейчас есть слушатель сострова Тасмания, там Костя какой-то, который мне пишет. Довольно много народув Америке живут, есть кто-то даже в Абу-Даби, публика разная есть, много народув Германии. А вот в Англии, господа, что творится. Никто не считал, сколько тамна русском языке разговаривает, но по меньшей мере 300 тысяч там есть, а то ибольше. Поэтому, в Лондоне возникла культурная жизнь на русском языке. Приезжалтеатр Вахтангова — билетов не достать, как в лучшие годы в Москве, толпы стоят.Я когда приехал в Лондоне русских было человек 120, причем половина из них — сбелой иммиграции. Так что, как говорил Высоцкий, распространение наше попланете особенно заметно вдалеке. Но это хорошо, потому что Черчилль в своевремя сказал замечательную фразу: An Englishman has aninalienable right to live wherever the hell he wants, то есть «Неотъемлемоеправо любого англичанина жить там, где ему, черт побери,заблагорассудится». Более того, Черчилль долго противился введению иностранногопаспорта для англичан. Англичанин приходил на границу и говорил: «Яангличанин», и открывались двери, его пропускали. Вот это было время. Мы,конечно, до этого не доживем, не поднимемся, но распространение россиян попланете меня в общем радует. Почему это раньше одни какие-то американцы ездили,теперь мы тоже будем. Ведь это процесс двойственный. С одной стороны можносказать: Караул, населяют. Но с другой стороны процесс этот и обратный, ведьлюди, побывавшие за границей, поучившиеся и так далее, могут в родную странувернуться и привнести кое-какие идеи, поэтому цивилизующее влияние массовоготуризма мы не должны забывать.

— Сева, Вы суеверный человек? Вот через месяц обещают конец света. У всехпаника, копают бункеры, покупают тушенку, спички. Вы верите в такой исходсобытий?

Я как человек верующий, крещеный и изучавший Библию, могу сказать, что концасвета ждут уже последние 2000 лет. Ждали его еще и в дохристианскую эпоху, ииудеи, у которых есть какие-то проповеди по этому поводу. Так что, основываясьна историческом опыте человечества, могу сказать, что 99 к 1, никакого концасвета не будет.

— Как Вы оцениваете английских женщин? Какие их основные качества?

Английские девушки и женщины, особенно те, которые по работе встречаются, — эторовные, хорошо воспитанные существа, которые не терпят или не переносят никакойдушевной грубости, поэтому соответственно они формируют поведение мужчин, и темсамым цивилизуют все общество. В новом поколении студенческом почему-то сталомодно хоть раз в месяц напиваться. Ну, не просто, что они пьяницы, но почему-тонадо оторваться, они считают. Этого раньше не было, на это можно смотреть подкритическим углом. Но для меня нет более совершенного существа на белом свете,чем хорошо воспитанная, хорошо образованная английская девушка. Просто на глазаслезы наворачиваются: и говорит красиво, и выступит правильно, и все знает, илогично рассуждает и так далее. Так что отношусь к этому с большим пиететом.

— Вы взяли множество интервью у самых разных людей. Какие Вам запомнилисьбольше всего?

Запоминаются те интервью, которые совершенно не получились, потому что отхорошего интервью ходишь, махаешь руками день-два, а потом следующее наступаети старое забыл. Я разговаривал с множеством самых блестящих людей, ведь через Севаоборот прошло около 1000 человек и все крупного калибра: отзятя Хрущева Аджубея до знаменитых историков и ученых. Но неудавшиеся передачи,те, которые сорвались, запоминаешь навсегда. Есть редкий тип людей,которые до передачи — в одном образе, а когда включают микрофон, у него вголове что-то щелкает и он превращается в абсолютный антипод самого себя. Был уменя один коллега, который от нас уже ушел, он все жизнь занимался, не то,чтобы оккультными проблемами, но всем, что выходит за рамки обыкновеннойфизики. С точки зрения науки это может быть не существует, но тем не менее оноесть. И вот он занимался литературой и прорабатывал вопросы истории. Передпередачей в столовой он мне такие пел песни, я думал ну все, мы победилисегодня. Включился микрофон, и он начал отвечать односложно Да или Нет. Этоработник радио, он прекрасно понимает что мы в живом эфире, что нам надозаполнять 55 минут. Вот я не знал, как дожить до конца, но кое-как мы дотянули.Потом был такой первый полпред Советской России в Англии Литвинов, друг Ленинаи Сталина. Он как ни странно за время нахождения в Англии женился на англичанкеи привез ее в СССР. Ее не только не арестовали, но и вообще не тронули. Онасидела дома все 40 лет и гордилась тем, что не выучила ни одного слова. Отэтого брака родилась дочь Татьяна, полуангличанка, полурусская. У Татьяны, всвою очередь, было две дочери, которые работали у нас на Би-би-си. Одна из нихзнаменитая Маша Слоним, которая вела Четвертую власть и Вера Чалидзе. Так вотТатьяна пришла к нам, и что-то ей в моей тональности показалось легкомысленнымили обидным, и она отказалась мне на дальнейшие вопросы отвечать, в живомэфире. Ну вот седые волосы на голове из-за таких вот переживаний.

— Сотрудничали ли Вы с британскими спецслужбами, например МИ-6?

Вы знаете, с удовольствием бы посотрудничал, но никогда им в голову такого неприходило. Хотя сотрудников этих я видел. Было это на банкете по случаюнаграждения орденом (Британской империи — ред.) Олега Гордиевского. Это было нетак давно. Дело в том, что Гордиевский был на банкете, когда мне орден давали.А поскольку он был у меня на Севаобороте множество раз, мы были знакомы. Болеетого, я следил за его личной судьбой в Англии. И я был на его банкете, потомучто там ожидались высокие гости. И она пришла — Маргарет Тэтчер в сопровожденииассистента. Мы с ней сфотографировались, побеседовали. Но почему там были людииз разведки? Потому что они Гордиевского вывозили через Финляндию и Швецию вдипломатической машине. Его кто-то из британской разведки в тот момент ужепредал, и поэтому КГБ знало и вычислило на 80%, что Гордиевского надо брать. Ион ушел с большим трудом. Он каждое утро в тренировочном костюме выбегал напробежку, за ним следили, но ему надо было из-под этой слежки уйти. И онисхитрился однажды во время пробежки сделать крестик мелом на каком-то столбе,а у них была система оповещения расписана за много лет вперед. Поэтомубританская разведка знала, что ему грозит арест и смерть. Таким образом емуудалось с ними контактировать и они его увезли. И вот эти вот герои,джеймсбонды, два шикарных мужика, челюсть квадратная, ребята не агрессивные,умные англичане, вот они там были. Я на них посмотрел, но что мне с нимиразговаривать, я в этом ничего не понимаю, но мне с журналисткой точки зрениябыло интересно посмотреть, что за народ служит в британской разведке. Ну этотакие разведчики-дипломаты, которые при посольстве. Но они частично гордились,что им удалось Гордиевского спасти, потому что он сыграл большую роль в своихделах.

— Кто же вам скажет, что он сотрудничает со спецслужбами. Вопросы такиезадаете…

Я человек открытый. Если бы мне что-то такое предложили, я, может быть, Вам быи рассказал. Но не было такого.

— Из относительно новых рок-музыкантов за последние 5-7 лет кого Вы слушаете?

Как у меня передача закончилась, так я с облегчением все эти рок-станции ивыключил. Потому что самое трудное в нашей работе — ты должен находится всевремя на переднем ряду. Для меня самым большим подвижником в рок-музыке был покойныйДжон Пилл — у нас был диск-жокей, который каждый вечер делал три часа новоймузыки, которой практически никто не слушал. Я играл одно время в Лондоне скомандой регги выходцев из Ямайки. У нас была пластинка, мы ее послали Пиллу, ион нас тоже сыграл три раза. То есть он был совершенно открыт для всех, безвсяких блатов. Но ему для того, чтобы составить три часа вечернего эфира, нужнобыло до 14-15 часов новой музыки отслушивать. Новую, незнакомую музыку, котораявам тем более не нравится, отслушивать, на мой взгляд, это интеллектуальнаяпытка, тем более если каждый день. Тем не менее, он всю свою жизнь этимзанимался. Мне приходилось в меньшей мере, чем ему, но все равно отслушиватьвсе новое, хотя уже опираясь на газеты и местные радиостанции, но это все равнонапряг. Потому что каждый человек слушает то, что ему нравится, музыку скоторой он вырос, это для него самое естественное. Поэтому я тут же слушать всеэто перестал, но был у меня проект с Русским радио, мы каждый день часвыходили, поэтому русский рок я весь отслушал. У меня было 300-400произведений, которые я с удовольствием включал в эфир. Мне нравилисьУмаТурман, люди с юмором, которые играют, поют хорошо, там есть прикол, второйплан и так далее. Особенно вычурных и пафосных не любил. Но назвать конкретноникого не могу. Но стариков всех люблю: Гребенщиков, Макаревич…Ну и вашихзнаю. У меня есть любимая песня Файне місто Тернопіль Братьев Гадюкиных. ВопліВідоплясова нравятся, лично с ними знаком.

— Что можете сказать о действующей украинской власти, о Януковиче, Азарове?

Ничего совершенно сказать не могу. Мы наблюдаем со стороны за политическимпроцессом в Украине. Мы можем иметь свои предпочтения и сочувствия. Но, самипонимаете, мы люди нейтральные и ни во что вмешиваться никогда не будем.Украина идет тем путем, которым она идет. Преимущество демократии в том, чтоесли страна заходит куда-то не туда, то есть инструмент для возврата из этогоникуда в другое место. Вообразите себе некий маятник, который качается со стороны на сторону, в немсосредоточен весь вес общественного мнения страны. Поэтому принимайте все, чтоесть: вся власть от Бога, а тем более в демократической стране.

— Как Выоцениваете сегодняшние события в Грузии?

Мне проГрузию просто рассказывали люди, которые там были. Вот у нас один грузинработает. Ему тоже там не все нравится, потому что ему пришлось оттуда уехать.Потому что некоторая опасность над ним нависла. Но тем не менее онрассказывает, что грузинское ГАИ взяток не берет. Что если будешь емупредлагать взятку, он тут же позвонит по телефону, чтобы тебя сдать прокурору.Что вся бытовая, вот эта справочная культура в Грузии очень упрощена. Что человекза 15 минут там получил водительские права, потому что все компьютеризировано,для всего этого выстроены современные стеклянные здания. Так что эту часть имудалось преодолеть. Эта часть у нее достаточно демократична. Ну а то, что у нихтам не получается, до нас не доходит. Конечно, Грузию в России поливают за то,что она идет якобы по американскому пути. Но с точки зрения рассказывавших мнегрузин, люди просто хотят жить нормальной жизнью, где все будет четкоорганизованно, где нет вот этой пост-советской тяжести угрюмых милиционеров спузом.

— Как Выотноситесь к футболу?

Футбол я науровне полуфиналов, финалов смотрю обязательно. Есть, конечно, свои команды, закоторые надо болеть. Но на стадионы не хожу. Я не такой болельщик. Но есливажный матч, я обязательно смотрю, и в общем могу оценить, какой хорошийфутбол, и отличить от плохого. Но там видов спорта много. Обязательно тенниснадо смотреть. Уимблдон, живя в Англии, тоже уже не пропустишь. Асоответственно, когда теннисисты выезжают на международные турниры, точетвертьфиналы и выше тоже надо смотреть . Кроме того, там есть куча своихвидов спорта. Англичане любят бегать и грести на байдарках – это тоже надосмотреть. Любимый? Ну теннис, наверное. А я еще и лыжи люблю. Я сам лыжниктакой средней руки. Поэтому когда ездят там, поэтому надо посмотреть технику. Ягорный лыжник, слалом.

— Сева,добрый вечер! Я слушал вас еще в 80-х. Спасибо, это было, как сейчас говорят,как глоток свежего воздуха. Вопрос: насколько реальны для Лондона события вфильме Метью Хоупа 2011 года Ветеран с Тоби Кэббел в главной роли, если Выконечно видели этот фильм?

Этоамериканский, наверное, фильм? На американские фильмы из принципа не хожу.Потому что там есть этот пафос, фактически, советский, где они там «борются засвободу» громким голосом. Я люблю английские фильмы, где все недосказано, гдеесть гуманизм. А в американских фильмах человека убили, и через пять минут онем никто не вспоминает. Это извините меня, такой гуманизм не устраивает. Такчто на голливудские коммерческие картины мы принципиально не ходим. Ходим в арт-хаусы. Все европейские фильмысмотрим. И если есть приличные английские такие сделанные с художественнымзамыслом, то это тоже пожалуйста. Ну и русские отсматриваем уже, если естьдостойные фильмы. Вы понимаете, что на плохой фильмы придешь, душу тебеиспачкают, а потом ходишь и никак этого изнутри это все не вынуть. Возникаетлегкая травма небольшая, психическая, зачем мне это все надо.

— Является лиАнглия законодателем музыкальной моды в 21 веке?

Я думаю, чтов общем и целом да. До сих пор. Я не знаю, почему это так сложилось. Английскаямолодежь очень рано всегда становилась самостоятельной. Дети уже в 13-14 летумеют думать, поступать, контролировать свои поступки. Поэтому родители ихдовольно рано из дома отпускают. И вот эти дети самостоятельные и создалианглийскую молодежную культуру так называемую. Хочу вам напомнить, что, скажем,сочинители Jesus Christ Superstar, писатель Тим Райс и композитор Эндрю ЛлойдУеббер, начали катать свои бессмертные произведения в возрасте 15-16 лет. Тоесть это были уже зрелые люди. Jesus Christ Superstar Тим Райс написал либреттов 17 лет. Это же произведение огромной мудрости! Он не только там осмыслилбиблию, но он еще сумел к ней иронически подойти. Все эти персонажи вроде первосвященника,которые издеваются над Христом, говорят, сделай нам чудо, пройдись по бассейнуплавательному. Там все переосмыслено и введено в некую поп-формулу. Вот этогениальные дети все сделали в 16-17 летнем возрасте. Поэтому самостоятельностьанглийской молодежи по-прежнему осталась на высоком уровне, и они куют культурутакже, как и раньше. Это не обязательно рок, может быть рок, но там массавсяких наработок в интернете, в социальных сферах, сетях и прочее. То естьАнглия, с моей точки зрения, в этом плане еще ведет. Ну, конечно, в Америкеесть такие кластеры, такие районы, где мозговые штурмы еще возможны. ХотяАмерика не такая ровная, как Англия. В Англии есть, во-первых, сама Англия,весь Юг, во-вторых, шотландцы очень башковитые люди, очень изобретательные. Таму них лауреатов нобелевских много. Они просто соображают быстро, шотландцы. Такчто там есть еще ресурсы большие.

— Существуетистория песни Super Trooper группы Абба. Хотелось бы узнать от Вас, правда ли это.? Просто интересно.

Ну, это уменя хохма была, потому что это все советские времена, когда все эти шуткисочинялись. Молодежь, с которой я общался через радио, она была под тройнымударом: ее клевали в школе, ее клевали родители, в комсомольской организациивсех пропесочивали, а потом еще надо было идти служить, где тебя какой-нибудьсержант там парил на курсе молодого бойца. Поэтому я и перевел Super Trooperкак «отличник боевой и политической подготовки». Всем было смешно, ну и потомони запомнили. Мне важно было людей поддержать так, морально. Ну, вот эти вотхохмачки все и остались в памяти.

— У Вас естьлюбимый анекдот? Расскажите.

Анекдота уменя нет, у меня есть свои шутки, которыми я горжусь. Одна из них называется:Воспитательница детского сада, если бы она домогалась моих стихов. Стихи этидолжна читать трехлетняя-четырехлетняя девочка с большими бантами. Запомните,что это было написано в 80-е годы, когда Советский Союз стоял незыблемо. Девочка выходит, становится на табуретку иговорит: «Когда произойдет распад СССР, он распадется на СС и на СР». Ну, вобщем, так оно и произошло, понимаете. Прямо попал в точку. Ну, еще у меня естьтам стихи детские. Ведь есть символ России Спасская башня, а символ Англии -Биг-Бен, и все они звонят. Биг-Бен — мужчина, Спасская башня — женщина. И воттакие стихи в стиле Гайдара:

Естьдонесение, в вечернюю смену Спасская Башня звонила Биг-Бену.

Как так,звонила? Что это за шашни?

Вы лучшеспросите у Спасской у Башни.

Ставим,товарищи, это на вид.

Нынче Биг БенСпасской Башне звонит.

Позывные. Иидет радиопередача.

— С кем извеликих Вам бы хотелось встретиться?

Великие, вызнаете, при первом приближении часто оказываются людьми невеселыми и даже невсегда интересными, потому что они погружены в свои проблемы. Из тех людей, скоторыми я встречался, могу Буковского отметить – интереснейший человек,умнейший, острый разум, все анализирует блестяще. Из поэтов наших – Гребенщиковмне близок. Куркова, кстати, вашего люблю, он тоже веселый и содержательныйчеловек. А так я стараюсь по жизни звезд и знаменитости избегать, также как ибогатых людей. Я выработал для себя правило: От дружбы с богатым богаче нестанешь, от дружбы с известным славы не прибавится.

— ВсеволодБорисович, Вы, кажется, пробовали группу продюсировать. Чем дело кончилось?

Повоевали мыгода два, прошли все круги, которые полагаются новой группе, а именно:выпустили два сингла, альбом и проехали по всем английским колледжам. Здесь прикаждом колледже есть студенческий союз — Student Union, и у него есть бюджет наразвлечения. Поэтому они на субботу и на воскресенье могут приглашать, когохотят. И поскольку народ не очень разборчивый там, они открыты ко всему. И вотмы по колледжам проехали, сыграли там со своей регги-командой один цикл и незацепило. Это собственно и есть механизм, если не цепляется, то ты естественнымобразом умираешь, выходишь из обоймы. Вот это с нами и произошло.

— Если бы Выпоймали золотую рыбку, то какие бы три желания загадали?

Вы знаете,мне золотую рыбку лучше не ловить, потому что я из жизненного опыта знаю, что ямогу быть сам себе врагом. Я может быть денег попросил, но это привело бы сразук тяжелым последствиям: появился бы соблазн не ходить на работу, это значит,что я ничего бы не делал для людей, начал бы жить для себя, а это опасный путь.Думать начинаешь только о себе: хорошо мне или плохо, где у меня болит, и кудабы мне поехать. И человек кончился. Понимаете, незаметно. Почему пенсияприводит к быстрой гибели военных доблестны, к ожиренью других людей, кугасанию умственному? Мне кажется, что работать надо. Я всегда шучу, что наБи-би-си высокая похвала – это когда не уволили, а высшая похвала – когда далипомереть на работе. Я вот к этому и стремлюсь.

— А Вы нехотели бы поменять формат? Перейти на ТВ или печатную прессу?

В печатнойпрессе, я думаю, у меня бы не сложилось, потому что в том, что я делаю, имеетзначение большое интонация. Хотя в печати попытки какие-то были у меня. Семькнижечек каких-то вышло – не бог весть какая литература. Но одна из них,последняя, биография называется Интеграл похож на саксофон – жизнь через музыку– кому-то нравится даже кусками. Так что из радиоформата уходить врядли мнезахочется. Потому что в радио совместился весь опыт звука, психологии, потомучто во время интервью очень важен психологический момент. Для того, чтобыполучить хорошее интервью, вы должны человека к себе расположить. Ну я вовсяком случае. Поэтому если ты человека не знаешь, то можно начать с каких-тообщих тем, а если знаешь, то иногда приходится к лести прибегать, чтобы разогретьчеловека. Я помню с Макаревичем начал разговаривать с какой-то лестной фразы, аон говорит: Сева, из всех видов лести грубый – самый лучший.

— Сева,почему многие музыканты погибают молодыми? Существует так называемый «Клуб 27»- о музыкантах, которые умерли в 27 лет. Это проклятье или просто совпадение,или вредные привычки?

Это былогероическое время, когда в рок-культуре считалось, что обычные нормы умеренность и приличное поведение к людямне применимы. Эти люди жили как герои на баррикадах, они должны были выходитьиз рамок обычной жизни с тем, чтобы оставить после себя музыку тоже выходившуюза грани обычного среднего. Поэтому это был такой вот образ жизни, была такаямузыка. Кому удалось выжить, те вспоминают эту музыку, ее снова не повторить.Но выжить удалось не всем. Поэтому такое было время героическое и идиотское, итам как хотите. Оно прошло, и мне кажется в том масштабе, как это было, к этомуне вернуться. Потом наркотики, это мы сейчас понимаем задним умом, что они быливредоносны. Но в тот момент, когда люди их принимали, у них совершенно не быложелания помереть раньше. Они хотели расширить сознание, увидеть какую-тозапредельную сторону жизни, им нужно было как поэтам, как музыкантам вырватьсяиз рамок существования, вот от того и принимали, но и плата быласоответственная.

— Комментарийот бывалого читателя: Жил в СССР, слушал Би-би-си из Лондона, сейчас живу вЛондоне — слушаю Русское радио. Вам за комментарий, Сева, спасибо. Thanks.

Ну, этопонятно. Я, живя в Советском Союзе, читал и слушал радио только на английскомязыке, а сейчас вот соответственно слушаю радио на русском. Так что в этомничего удивительного нет.

— На какойвопрос Вам хотелось бы самому ответить, но вам его никогда не задают?

Ну, это такаяэзотерическая тема, которой я уже занимаюсь лет 30. А тема эта — откуда мы тутвсе взялись, что происходит в природе и каким образом жизнь зародилась иразвивается. Мы все живем в научной парадигме, оставленной нам Дарвином.Который, с моей точки зрения по мере развития науки, становится все менее именее научно-обоснованной. Вот я сейчас читаю книжки, например, по эпигенетике.Эпигенетика — это наука, которая занимается тем, что над генетикой находится, аименно: живая клетка обладает мембраной или оболочкой, которая вся какшерстяной носок утыкана миллиардами отростков белковых веществ, они реагируютна то, что им приносит окружающая среда, и либо открывают ворота дляпрохождения молекул, либо нет. Выясняется, что клетка — это сложнейшая поструктуре и функциям единица жизни, у которой с самого начала ее появления быланамечена возможность реакции на окружающую среду, и клетка может менять своюсобственную генетическую программу. Не только ген выписывает ей рецепты, но иона постепенно меняет. И вот здесь наметился механизм эволюции, как он происходил.Эволюция происходила не потому что были случайные мутации, как дарвинистыговорят, а потому что у клетки с самого начала природа или Господь Бог заложилиэту возможность. Вот это меня сейчас все интересует. Выясняется, что все в природе пронизано некимэнергетическим полем, от электрона до жизни клетки. Ведь клетка колеблетсясотни-десятки тысяч раз в секунду, там вся эта жизнь проходит со страшнойскоростью, и все эти включения и выключения белковых ворот, тоже происходят соскоростью, которую не разглядеть. Это только сейчас вот при современной техникевсе это выяснилось. Поэтому происхождение жизни на уровне такой сложности,конечно никакой случайностью и зарождением какого-то опаринского куска белков,совершенно не объяснить. Ну начнем с того, что белков этих у нас в организме 50тысяч. И все эти белки уложены по-разному, они упакованы, как вам упаковывают вювелирном магазине подарок. И структура каждого белка регулируется генами, носами гены – это не абсолютный рецепт жизни, а это чертежи. Как вот эпигенетика нампоясняет, генетический код — это калька, синька, по которому можно строитьзавод. Но сама синька завод еще не построит, нужно взаимодействие строительныхчастей, и тут возникает эта жизнь. Короче, в биологии есть еще чему открываться,господа. И пересмотр нашего понимания мироздания будет происходить. Я вотстараюсь идти впереди этого процесса. Ядавно этим интересуюсь.

— Какой самыйоригинальный подарок, который Вы когда-либо получали? И какой самый лучший илисамый значимый?

Мне фаныподарили саксафон в 2006 году. Сельмер, винтажный скасафон. Так что это такаявещь, которую не забудешь. Я на нем не играю, потому что он дудит громко и силнадо много. Но вещь красивая. Стоит, я на нее любуюсь. А бесполезный подарок -мне подарили ситар, такой причем не очень хорошей выделки. Но и такая бандурастоит – что с ней делать? Хорошо, нашел человека с какими-то восточнымиинтересами, я подарил ему. А так бы просто не знал – сломать жалко, отдать тожене куда.

— В чем смыслжизни?

Смысл жизни -в жизни.

— Кто был Вашимгероем в детстве?

В смысле,скажем вот, в литературном, у меня был Николай Васильевич Гоголь. Сколько яГоголя любил. Монолог Хлестакова в 14 лет знал наизусть. А так я не знаю, какиеу меня были герои. Спортсменов особенных не было, челюскинцами я не увлекался.А потом на мой литературный стиль повлиял командир второй роты капитан второгоранга Суханов. Он был военным поэтом, но поэтом строевым таким. И он сочинялнам речи, зачитывал их перед строем. Помню была весна, в аудиториях всепораскрывали окна, и сели высунули спины, чтобы загорать. И вот капитан второгоранга Суханов, построив 120 человек на построение, сказал: «Товарищи курсанты!Весна наступает в полном порядке. Природа повернула на Юг, и прямые солнечныелучи и ударяют прямо, понимаете ли, по процессу загорания». Такое гражданскомулицу не выдумать. Для этого надо быть военным поэтом.

— Куда бы Выхотели отправиться, если бы наткнулись на машину времени?

Я быотправился на остров Гаити до того, как там французов перерезали, это произошлов 1703 году. Офицер, который там служил, он говорил: «Если есть земной райгде-нибудь, так это вот здесь». Но там случилась освободительная революция,французов изгнали, там восстал народ, став творцом своей судьбы, изгнал отсюдавсех господ. Теперь вокруг одни рабы, — как сказал поэт. Но Гаити за 200 летсвободы заметно от райской идиллии отдалилось. Не знаю, почему. Но вот в Гаитисъездить в период до 1703 года, было бы очень неплохо.

— Ну итрадиционная для наших чатов напутственная речь, прощальное слово читателям.

Будущее в ваших руках, господа. Вы все молодые, живитепо совести, а там как выйдет. А журналистам скажу особо — у вас есть долг передпрофессией и перед людьми, с вас спросится вдвойне.