Рубрики
Мировые новости

СМИ о трагедии под Смоленском: Катынь не хочет, чтобы о ней забыли

В понедельник, 12 апреля, главной темой ведущих мировых СМИ стала авиакатастрофа самолета Ту-154 под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский с супругой, также высшие военные руководители и многие другие видные представители этой страны.Британская газета The Guardian в редакционной статье отмечает, что от символического значения места, где разбился самолет с президентом Польши и всеми высшими чинами польских вооруженных сил на борту, никуда не деться, напоминая о расстреле польских офицеров в Катыни в 1940 году. «Но иногда символы лишь мешают правильной интерпретации», — добавляет издание. По предположению The Guardian, к авиакатастрофе привел целый комплекс причин: это и туман, и тот факт, что пилот проигнорировал предостережения диспетчеров, — но ни одна из них не связана с прошлым.

Издание также прогнозирует, что субботняя трагедия не повлечет за собой крупных политических последствий внутри Польши, а новым президентом станет спикер сейма Бронислав Коморовский. При этом польскому и российскому премьерам следует обеспечить прозрачность расследования авиакатастрофы, так как возвращение призрака Катыни сейчас совершенно не нужно польско-российским отношениям.  

Итальянская газета La Repubblica публикует статью журналиста Сандро Виолы, который видит связь между нынешним крушением самолета и расстрелом польских офицеров. Автор отмечает, что авиакатастрофа придает Катыни, еще более трагическое значение, ореол фатальности, который сегодня невозможно не заметить. Следствие молчания и отрицаний советской России, длившиеся до 1990 года, когда Горбачев выступил с первыми заявлениями? Невозможность рассматривать это массовое убийство как «ординарное» событие среди многочисленных ужасов Второй мировой? Все это сегодня приходит на ум. Массовое убийство в Катыни не хочет, чтобы о нем забывали, хотя миллионы и миллионы людей во всем мире, включая Италию, на протяжении долгого времени верили, что коммунистическая Россия является страной справедливости, коллективного благополучия и мира, пишет в заключение автор статьи.

Деловая газета The Financial Times рассматривает субботнюю авиакатастрофу в контексте тяжелой истории российско-польских отношений и отмечает, что время и место трагедии, в которой погибла политическая элита Польши, вызывают самые щемящие чувства.

«Но действия российских лидеров — проявление сочувствия и незамедлительное начало расследования инцидента — возможно, в итоге приведут к неожиданному потеплению в польско-российских отношениях», — полагают корреспонденты издания Ян Сиенски и Кэтрин Белтон. Поразительным знаком сочувствия стал показ российским телевидением фильма Вайды «Катынь» в воскресенье вечером, отмечает газета.

Комментируя поездку польского и российского премьеров на место авиакатастрофы, газета отмечает: «Путин отбросил свою обычную холодность и проявил эмоции, что бывает редко: он обнял Туска и похлопал по руке». Все это свидетельствует, что Россия хочет изменить отношения с Польшей и волна сочувствия может разрешить массу проблем, цитирует FT интервью Адама Даниэля Ротфельда, бывшего министра иностранных дел Польши.

В свою очередь журнал Time предполагает, что гибель президента Польши в авиакатастрофе на западе России — толчок к новому кругу взаимных обид. В то же время корреспондент Саймон Шустер отмечает, что последствия гибели официальной делегации для польско-российских отношений во многом зависят от того, как Россия справится с совместным расследованием катастрофы.

Американское издание The Wall Street Journal публикует у себя на сайте блог журналиста Марцина Собчика, который пишет, что авиакатастрофа не была полной неожиданностью. «В Польше военные самолеты советских времен, которыми пользовались официальные лица страны, давно прозвали «летающими гробами», — поясняет он. Так, экс-премьер Лешек Миллер однажды чуть не погиб при крушении вертолета, но политики не приобретали новые воздушные суда, опасаясь негативной реакции общества на такие траты.

«Разумеется, я точно не знаю, что случилось, и не собираюсь ни на что намекать, но позвольте мне поделиться с вами историей, которая демонстрирует отношение Качиньского к личной безопасности», — продолжает автор. «В 2008 году, во время российско-грузинской войны Качиньский вылетел в Грузию и настаивал, чтобы его самолет совершил посадку неподалеку от Южной Осетии. Пилот отказался и ушел в более безопасный аэропорт. Разгневанный Качиньский заявил журналистам, что игнорирование его приказов и принятие решений на «низком уровне», как он выразился, — это неприемлемо», повествует Собчик.

Российская газета «Коммерсант» в статье Полет в один конец приводит хронологию событий, а также комментарии специалистов об  авиакатастрофе. Издание цитирует военного летчика, который предполагает, что «пилоты могли выполнять приказ кого-то из высокопоставленных лиц, который они не могли не выполнить. Поэтому они и проигнорировали рекомендации наземных служб, в частности руководителя группы руководства полетами. В числе пассажиров самолета были высшие военные должностные лица, в том числе командующий ВВС Польши, на борту было кому отдать такой приказ».

«Коммерсант» также отмечает, что если бы президентский борт приземлился, например, в Витебске, то президент Качиньски успел бы на все мероприятия — от Витебска до Смоленска всего 140 километров.