Рубрики
Мировые новости

В Таджикистане верующие арестованы за крики "Аллах Акбар"

Судья признал верующих виновными по статье 460 Административного кодекса страны «за мелкое хулиганство, нецензурную брань в общественном месте и оскорбительное приставание к гражданам».

Другая группа прихожан, также задержанных после ставшей скандальной пятничной молитвы в мечети «Мухаммадия», оштрафована за нарушение общественного порядка.

Кроме того, в прокуратуру для дачи показаний вызваны настоятели мечети, братья Тураджонзода.

«Они кричали «Аллах акбар!» в мечети. Сейчас они отбывают наказание в СИЗО города Вахдат. Еще несколько человек были оштрафованы», — сообщил в интервью Русской службе Би-би-си судья районного суда Вахдата Мирмахмад Одинаев.

Пятничное богослужение — важнейший ритуал для верующих мусульман. На проповеди и молитвы по пятницам в соборных мечетях Таджикистана собираются до 30 тысяч человек. Во время чтения намаза мусульманин до 12 раз произносит словосочетание «Аллах акбар», что в переводе с арабского значит «Аллах велик».

9 декабря в мечети «Мухаммадия» состоялось последнее богослужение, на котором присутствовали представители официального духовенства и комитета по делам религии Таджикистана.

Они приехали на встречу с прихожанами, чтобы обсудить вопрос о недопустимости проведения в храме проповедей, пропагандирующих религиозные течения, нетрадиционные для суннитского большинства страны. Однако были освистаны верующими, которые не захотели слушать главного муфтия страны Саидмукаррама Абдукодизора и чиновников из государственного комитета, отвечающего за отношения с религиозными организациями.

В настоящий момент выяснением подробностей пятничной молитвы в мечети «Мухаммадия», ставшей поводом для серьезного скандала, занимаются правоохранительные органы. В прокуратуру Вахдатского района для дачи показаний были вызваны богословы, братья Нуриддинджон и Акбар Тураджонзода.

«Нас несколько раз вызывали в прокуратуру на допрос. Власти считают, что мы помешали им выполнять свои обязанности и оскорбили честь и достоинство чиновников», — отметил Акбар Тураджонзода.

«Задают очень много провокационных вопросов, которые можно подвести под статью об экстремизме. Например у нас спрашивают почему мы в проповедях призываем верующих отказаться от употребления спиртного, не прелюбодействовать или говорим о необходимости вести здоровый образ. В то время как многие наши граждане, в том числе и чиновники, любят выпить водки и погулять. По мнению властей такие призывы создают нездоровую обстановку и вызывают у людей чуство растерянности. Но это не мы придумали, это правила ислама, которые мы как богословы обязаны доносить до наших прихожан», — подчеркивает Тураджонзода.

Ходжа Акбар Тураджонзода известен в Таджикистане не только как религиозный деятель, но и как политик. В годы гражданской войны в стране (1992-1997) он был одним из лидеров объединенной таджикской оппозиции, возглавив ее исламское крыло. Богослов полагает, что нынешние разногласия с государственным комитетом, отвечающим за религиозную жизнь граждан, имеют политическую подоплеку.

Таджикские власти ввели и проповедей в мечети «Мухаммадия».

Недовольство таджикских властей вызвало то, что братья Тураджонзода в пятничной молитве почтили память внука пророка Мухаммеда — имама Хусейна, убитого в Кербеле 13 веков назад. Убийство имама обострило противоречия среди приверженцев ислама и в итоге привело к разделению мусульман на суннитов и шиитов.

Cегодня Ашуру — день памяти имама Хусейна — отмечают в Ираке, Иране, Афганистане, Азербайджане, Бахрейне, Ливане, Пакистане, Саудовской Аравии и Сирии.

Шииты в этот день обычно одеваются в черное, многие из них стегают себя цепями и наносят порезы в память о страданиях, через которые прошел имам Хусейн.

Совет улемов (уважаемых исламских богословов) Таджикистана считает, что сам факт того, что в мечети отметили Ашуру, может стать причиной религиозных распрей между верующими республики.

Члены совета потребовали от таджикских властей принять жесткие меры в отношении имамов мечети.

В последние несколько лет мечеть «Мухаммадия» приобрела известность благодаря проповедям братьев Тураджонзода. Семья богословов пользуется большим авторитетом у сотен тысяч верующих таджиков.

По некоторым данным, на пятничные богослужения в этой мечети собирались от 15 до 25 тысяч человек.

Священнослужители Тураджонзода также известны своими критическими замечаниями в адрес таджикских властей и подконтрольного им духовенства.

Между тем отношение к религиозной деятельности братьев Тураджонзода в Таджикистане неоднозначное. Эксперты отмечают множество примеров нетолератного, порой агрессивного поведения со стороны богословов, резко критикующих светский образ жизни жителей страны, в особенности женщин, которые отказываются носить хиджаб и жить по канонам шариата.

В частности, братья призывали мужчин разводиться с женами, брак с которыми был заключен на основе светских законов, или обвиняли в моральном разложении женщин, придерживающихся европейского образа жизни.

Однако меры, которые таджикские власти предпринимают для защиты светского государства, многие считают неоправданно жесткими, а их результат нередко оказывается прямо противоположным и ведет к еще большей радикализации общества.

«Согласно закону, арестованные за религиозные выкрики верующие нарушили общественный порядок. Как можно его нарушить в мечети, упоминая Аллаха?» — удивляется адвокат Абдукаюм Юсупов.

«Думаю, таким образом власти хотели в назидании другим показать, что может стать с теми кто не подчиняется. Сначала это будет административное нарушение, потом уголовное преследование, которое может быть очень жестким. Пример поучительного урока в отношении свободолюбцев», — считает адвокат.

«Исходя из логики властей, тогда надо привлекать к ответственности и христиан при произношении слов «аминь» или «аллилуйя», и представителей других конфессий за подобное славословие», — добавляет Юсупов.

Наблюдатели отмечают, что за последние годы в стране усилилось давление на представителей духовенства, которые имеют отличный от официального взгляд на религиозные вопросы. Власти предпринимают попытки взять под контроль религиозную жизнь граждан, особенно после событий «арабской весны».

«Власти давно обеспокоены ростом влияния ряда официально не признанных богословов в стране. В странах Центральной Азии государство стало жестче относиться к деятельности религиозных институтов», — говорит политолог Парвиз Муллоджанов.

«В другой стороны, радикально настроенные организации провоцируют власти. Речь идет о нескольких терактах в Казахстане в этом году и в Таджикистане в прошлом году. Соответственно идет обратная реакция властей», — добавляет эксперт.