Ученые выяснили, почему некоторые люди следят за жизнью знаменитостей и «звезд». Это особенность мозга. Но какая?

12.01.2022 10:43
Здоровье Полезно Редакция
Мы думаем, что «повернутость» на известной персоне —

Возможно, вы помните российскую комедию «Елки». Там есть персонаж — юноша-таксист, одержимый желанием познакомиться с Верой Брежневой. Сюжеты криминальных фильмов тоже часто построены на маниакальном преследовании «звезды» не вполне здоровым человеком, готовым на крайности.

Мы думаем, что «повернутость» на известной персоне — это просто хобби? А вот и нет. Ученые провели исследование и рассказали, что происходит с мозгом человека, помешанного на «звезде».

За жизнью «звезд» в соцсетях и по телешоу следят многие люди. Чаще это подростки и пенсионеры. Но нередки случаи, и когда человек «сознательного» возраста не может прожить часа без того, чтобы заглянуть в Инстаграм и проверить — не появилось ли новой сториз. Или каждый день часами читает в интернете все-все, касающееся новой житейской перипетии «звезды». Или ставит у себя в спальне картонную ростовую фигуру любимца.

А некоторое время назад в сетях активного обсуждали пользователя, который фотошопил себя со знаменитостями и спамил изображениями в разных ветках.

Что это? Есть отличие такого отношения от здорового «фанатского» интереса? Этим вопросом всерьез занялась группа ученых-психологов из Венгрии. Они провели масштабное исследование, опубликовав его результаты в профессиональном международном журнале BMC Psychology Journal.

Как связали слежку за «звездой» со способностью решить простую задачу?

Участниками исследования стали 1763 добровольца. Как их выбирали? Это активные пользователи социальных сетей, главный интерес которых — жизнь их кумира.

За основу наблюдения венгерские психологи взяли итоги другого исследования, проводимого два десятилетия назад их британскими коллегами. Тогда была выдвинута гипотеза, что когнитивные показатели человека снижаются пропорционально  росту его поклонения знаменитости. Но прямой связи выстроить не удалось.

Теперь ученые предложили участникам наблюдения обширные тесты на словарный запас, общую грамотность, умение сделать самостоятельные выводы из прочитанных информационных статей, быстро отреагировать на поставленную задач.

Одновременно с каждым тестом участники заполняли анкету со шкалой эмоционального реагирования на новое обновление в аккаунте кумира.

В результате специалисты смогли определить, насколько интерес респондентов к жизни «звезд», включая сплетни и незначительные подробности, связан с их собственными личностными и интеллектуальными показателями.

Выяснилось — чем больший интерес человека к персоне шоу-бизнеса, тем более низкие у него показатели в когнитивных тестах.

Интерес к «звезде» действительно влияет на наш ум?

Проанализировав все анкеты, авторы уточнили, что демографические и социально-экономические факторы следует отбросить: среди участников группы, отличившихся невысоким интеллектом и эйфорическим отношением к кумиру были и люди как из небогатых многодетных семей, так и из вполне состоятельных. Национальность тоже не имеет значения.

Второй вывод ученых — когнитивные усилия, затраченные участниками эксперимента на одержимость жизнью знаменитостей, помешали им выполнить задачи, поставленные в рамках тестов и требующие внимания, сосредоточенности, анализа и смекалки.

Венгерские психологи намерены продолжать исследование. Их цель — понять, является фактор одержимости жизнью популярных личностей причиной либо следствием низкого интеллекта.