За что в Беларуси пациент готов платить

22.08.2012 11:43
Здоровье

В Беларуси в государственной медицине получают широкое распространение платные услуги. Иногда их навязывают пациентам. Иногда люди вынуждены делать обследование по медпоказаниям платно, потому что очередь на бесплатное слишком длинная. Мы решили узнать, каких платных услуг не хватает в госмедучреждениях и за что пациенты готовы платить.

Где в Минске купить белорусские бахилы?

«Весной навещала мужа подруги, проходившего лечение в столичном онкодиспансере. Зная, что иду в послеоперационную палату, прихватила из дома белый халат, — рассказывает минчанка Оксана. — Захожу в отделение. Санитарка в крик: «Почему без бахил? Вы не уважаете труд врачей, которые спасают тут людей». С чего она взяла, что я кого-то не уважаю? Санитарок, к примеру, уважаю, потому что чистота в палатном корпусе идеальная. Но вот объявления, что нужны бахилы, я нигде не увидела. Санитарка же грудью заслоняла дорогу, пока я не надела на сапоги полиэтиленовые пакеты. По ее словам, они являются альтернативой бахилам.

В трехместной палате много места занимали три дамочки, навещавшие еще одного пациента. На них не то, что бахил, но даже и халатов не было, зато все они красовались в меховых головных уборах.

Завершила визит под шипение выздоравливающего: «Да сними ты эти чертовы пакеты».

Ну нет, я их принципиально не снимала, пока не вышла из отделения. Правда, еще хотела найти бдительную санитарку и спросить по какому такому правилу одним посетителям можно чуть ли не в верхней одежде навещать пациентов, а другим – непременно в бахилах.

Забирая пальто, спросила у гардеробщицы, где здесь можно купить бахилы.

Она объяснила, что нужно пройти по улице в корпус детской кардиологии. Но там двери закрыты, поэтому  необходимо через переговорное устройство сообщить о цели посещения. По словам гардеробщицы, за две тысячи рублей  автомат выдаст комочек – это и есть бахилы.

Вы себе представляете человека, который будет туда-сюда бегать за этими несчастными бахилами?»

Накидки (вместо халата), бахилы и много другой одноразовой продукции для медицинских учреждений выпускают несколько белорусских предприятий. Однако в лечебных учреждениях чаще всего установлены автоматы китайского производства и заправляются импортными бахилами. Между тем, на нескольких отечественных предприятиях создано аналогичное оборудование. Так неужели всем заинтересованным сторонам трудно объединить усилия и начать зарабатывать?

Когда такой автомат будет в холле каждой больницы, тогда можно требовать от посетителей соблюдения санитарных норм. И организовать работу так, чтобы исключить человеческий фактор, когда одним можно только в халатах и бахилах, вторым – в шубах и сапогах.

«Это каменный век: идти к гинекологу с пеленкой и перчатками для врача – сетует минчанка Ирина. – Почему в аптечном киоске при поликлинике не продаются одноразовые наборы для гинекологического осмотра? Я готова заплатить, чтобы мне было комфортно и безопасно в плане гигиены».

Предоставили выбор: как обычно или хорошо

«Недавно пришлось удалить зуб. В 7-й стоматологической поликлинике Минска врач спросила: анестезию платную или обычную, — рассказывает 37-летний Павел. – Уточнив чем лучше платная, выбрал именно это вариант. И не жалею: не было ощущения онемевшей челюсти и даже не болела голова. Стоит импортный укол всего 12 тысяч. Кстати, поликлиника хоть и государтсвенная, но сперва мне оказали помощь, и лишь потом отправили в кассу. Нравится, что мне предоставили выбор: как обычно или хорошо. Все официально оформлено. Я и в больнице готов доплачивать на таких же условиях».

В здравоохранение государство ассигнует немалые средства, закупая диагностическое оборудование, медикаменты. При этом руки не доходят и денег не хватает на мелочи. Кто лежал в хирургическом отделении, тот знает: больничный пластырь советского образца снимается вместе с кожей пациента. Поэтому люди запасаются фирменным пластырем.

«В 2009 году мне сделали большую операцию. Так серьезно я заболела впервые в жизни, поэтому опыта общения с врачами практически не было, — рассказывает 43-леняя Светлана. – Зашили меня самыми обычными нитками. Уже после операции я узнала, что женщины «договаривались» с врачом о косметическом шве. Как они это делали, не представляю, моя врач с пациентами вообще не разговаривала, ничего не объясняла.

Через год возле шва обнаружила уплотнение. УЗИ показало: гранулема, образовавшая из-за инородного предмета, предположительно нитки. Пока врачи решали, кто меня должен лечить, дошло до гнойного абсцесса. Прооперировали, по словам врача, достали моток гнилых ниток, и не факт, что все.

Еще через год я обратилась по поводу болей в области шва. Оперировать меня, то есть проводить «ревизию шва» взялись в 4-й больнице. Я уже знала, что косметический шов кроме эстетики хорош тем, что невозможно оставить в теле шовный материал. Врач сразу сказал: «положу косметику». И, по-моему, в этой больнице современный материал – норма для каждого пациента и совершенно бесплатно.

Я готова доплачивать за две вещи: чтобы врач беседовал с пациентом, все разъяснял, за современные расходные материалы. При необходимости – за лучшие лекарства. Но при условии: все официально и прозрачно».

Все наши лечебные учреждения оказывают платные услуги населению, а заработанные деньги тратят на материально-техническое обеспечение и стимулирование персонала. Вопрос, очевидно в том, как именно расходуются собственные средства: на оснащение операционных или кабинетов руководства.  

К слову, некоторые медучреждения практикуют реализацию пациентам современных вспомогательных материалов. Например, городская гинекологическая больница.

В больницу ложусь не для того, чтобы покушать

Официально медпомощь на платной основе гражданам нашей страны оказывают вне очереди, если она существует на тот или иной вид лечения, либо по желанию пациента при отсутствии медпоказний. В основном же наши больницы предлагают пациентам сервисные услуги. В частности, палаты повышенной комфортности. Так, к примеру, в 6-й клинической больнице Минска койко-день в одноместной палате обойдется в 25 100 рублей, в столичном онкодиспансере – 60 200 рублей, в 10-й больнице – от 49 до 68 тысяч, в городской гинекологической больнице – 45 000 рублей. Палаты повышенной комфортности не пустуют, иногда их занимают иностранные граждане, но для них цены значительно выше. К сервисным услугам, оказываемым учреждениями здравоохранения, относят и организацию питания по заказу пациента.

«Понимаю, что моем гастрите преступление – бежать в ближайший от больницы магазин и купить копченой колбаски, — рассуждает Павел.Но больничная порция мне маловата. Я как-то поинтересовался, чтобы за доплату получать еще одно второе блюдо, но понял, что утону в оформлении бумаг. Может, где и есть эта услуга, но она, мне кажется, не массовая».

«В больницу я ложусь не для того, чтобы покушать, поэтому вполне можно за питание платить, — уверена Ирина. – Находясь в это время дома, мы все равно тратили бы деньги на продукты».

По мнению Светланы, необходимо, раз уж не получается бесплатно, то хотя бы за деньги продавать пациентам средства индивидуальной гигиены, в частности, одноразовые сидения на унитаз. «Ни в одной больнице у меня не было претензий к санитаркам – они хорошо работают. Но среди нас есть просто дико неряшливые люди и те, которые считают, что болезнь дает право вести себя по-хамски в отношении пациентов и персонала».

Подводя итог, отметим: все наши респонденты подчеркнули, что для них принципиально важно платить через кассу. Пациенты готовы взять на себя расходы за новейшие вспомогательные материалы, наиболее эффективные лекарства, разного рода сервисные услуги. А вот доплата врачу за то, чтобы общался с пациентом – это отдельная и достаточно острая тема.

Справка:

Палата повышенной комфортности дополнительно должна быть оснащена:

— мебелью (функциональная тумбочка, шкаф для одежды, зеркало настенное, стулья, стол);

— бытовой техникой (телевизор, радиоприемник, холодильник, электрический чайник, жалюзи или шторы);

— столовой посудой (набор предметов не менее чем для двух персон).

Санузел должен быть оснащен предметами и средствами личной гигиены.

Помимо указанного оснащения палаты повышенной комфортности могут дополнительно оборудоваться мебелью и бытовой техникой, иными предметами с целью создания уюта и комфорта для пребывания пациентов.

Палата повышенной комфортности должна содержаться в соответствующем санитарном состоянии. Ежедневно проводится влажная уборка. Оснащение мягким инвентарем (постельные принадлежности, халаты, пижамы) меняется по желанию пациента, набор полотенец — ежедневно.

(Из письма Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 июня 2007 г. № 03-3-09/1994 «Об отдельных вопросах оказания медицинских услуг»)