Рубрики
Мировые новости

Кризис еврозоны: ситуация чрезвычайно серьезна

По словам Баррозу, предотвратить крах зоны евро может усиление интеграции в сфере бюджетной политики и выпуск общих долговых обязательств стран Евросоюза, так называемых "облигаций стабильности".

Кроме того председатель Еврокомиссии заявил о необходимости сокращать бюджетные дефициты и возобновлять кредитование реального сектора. Тем самым это уменьшит безработицу. Такие цели поставила перед собой и лидерами ЕС Еврокомиссия. Но сделать это будет невозможно без радикальной реформы управления в еврозоне, уверены в Еврокомиссии, на это и направлено ее основное предложение.

Еврокомиссия предлагает ввести процедуру постоянного аудита бюджетной политики стран еврозоны. Всем участникам валютного союза предлагается осенью представлять на утверждение Еврокомиссии проекты бюджетов (сейчас данные о финансах страны предоставляют весной, а также не обязаны согласовывать проекты бюджетов).

Если Еврокомиссия после рассмотрения предоставленных данных посчитает, что страна проводит рискованную бюджетную политику, она может отнести ее к группе риска. Для стран это будет грозить постоянным мониторингом. Регулярность такого мониторинга будет зависеть от величины дефицита. Кроме того, Брюссель на основе этих проверок будет издавать рекомендации по снижению госдолга, а также следить за их исполнением.

Также предлагается уделить особое внимание проверке стран, которые уже оказались в долговом кризисе (или получили внешнюю помощь). Такие страны Еврокомиссия предлагает проверять вместе с Европейским центральным банком.

Меркель против введения "облигаций стабильности"

При этом страны должны будут раскрывать полную информацию о своей финансовой политике в любой период времени. Еврокомиссия по итогам этих проверок может дать рекомендацию совету лидеров ЕС о том, стоит или нет предоставлять должнику помощь. Если помощь будет оказана, режим проверок не закончится, пока страна не выплатит 75% предоставленных средств.

Эти предложения оформлены как  “Зеленая бумага“ (“green paper”) и являются фундаментом для дальнейших разговоров. Решающе слово останется за лидерами Евросоюза, так как скорее всего для выпуска так называемых "облигаций стабильности" понадобятся изменения в Лиссабонский договор, который является основополагающим документ ЕС.

Однако против идеи введения евробондов выступила канцлер Германии Ангела Меркель, не желающая брать на себя риски слабых стран еврозоны. По ее словам, только изменения в Лиссабонском договоре могут предписать новые правила и избежать дальнейших катастроф.

Брюссель предложил три основных способа по выпуску "облигаций стабильности"

В свою очередь Баррозу и Рен в программе по выходу из кризиса предлагает три основных способа выпуска евробондов. Первый – это выпуск бумаг под гарантии всех стран ЕС. Эти бумаги должны будут полностью заменить суверенные облигации (как будущие, так и уже выпущенные), благодаря чему страны еврозоны поделят долги между собой. Однако этот способ потребует наиболее значительных изменений в Лиссабонское соглашение.

Еще одним способом является то, что страны смогут параллельно с “облигациями стабильности“ выпускать и национальные бумаги, соотношение которых будет определяться для каждой страны еврозоны в зависимости от ее финансового и экономического положения.

Третьим основным вариантом, предложенным Еврокомиссией, является выпуск облигаций под частичные гарантии нескольких стран. В еврокомиссии считают, что именно этот вариант встретит меньшую оппозицию в еврозоне и не потребует правок Лиссабонского договора. Однако он вряд ли  заметно повлияет на ход кризиса. Подобные облигации будут аналогом уже выпускаемых бумаг Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), полагают в Брюсселе.

В свою очередь вице-президент ЕЦБ Витор Констанцио назвал еврооблигации “нереалистичной перспективой“. “Они могли бы оказаться полезными как надежный резервный актив, конкурирующий с американскими казначейскими облигациями“, — отметил он.

На данный момент в зону евро входят 17 стран-членов Европейского союза (начало ЕС дал Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993). Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.

Страны, подписавшие данное соглашение, одобрили пять критериев, которым должны соответствовать страны, вступающие в Европейский валютный союз:

1. Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

2. Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

3. Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

4. Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% среднего значения трех стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

5. Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2% среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Валюта евро была введена в безналичное обращение как параллельная валюта в странах экономического и валютного союза ЕС в 1999 году. В этом же году 11 из 15 стран Европейского союза удовлетворили маастрихтским критериям и образовали еврозону с официальным запуском евро в безналичное обращение 1 января 1999 года.

По материалам: The Economist; Московских новостей