В Первую мировую войну среди немецких солдат насчитывалось около ста тысяч евреев. Следуя чувству долга перед отечеством, они воевали в пехоте, на флоте, в авиации. Многие работали врачами в санитарных частях и в госпиталях. 12 тысяч евреев погибли, сражаясь за Германскую империю на Западном и Восточном фронтах. «Но вскоре после окончания войны все их заслуги утратили значение», — рассказывает Леоноре Майер (Leonore Maier) из Еврейского музея в Берлине. Выставка под названием «Первая мировая война в воспоминаниях евреев», организованная здесь, возвращает к событиям столетней давности и делает акцент на противоречивости положения еврейских солдат, которые ощущали себя частью нации и позже стали изгоями.
«Хорошие евреи и хорошие немцы»
Полевые письма, дневники, фотографии, походные молитвенники, ордена, рисунки, выполненные солдатами еврейского происхождения, — все это передает атмосферу военной поры, надежды и отчаяние очевидцев тех страшных событий. Какова же роль немецких евреев в Первой мировой войне? Лучше всего, отмечает куратор выставки Леонора Майер, ее описал полевой раввин Йорг Зальцбергер (Jörg Salzberger): «Хорошие немцы и хорошие евреи — это всегда было нашим девизом, а на поле брани он стал боевым кличем». «Солдаты еврейского происхождения были преданными своему отечеству, которым считали Германию, и хотели принять участие в его защите», — поясняет музейный работник.
Впрочем, противники милитаризма были как среди немцев, так и среди евреев. «Подтверждение тому, например, — запись в одном из дневников, сделанная 31 июля 1914 года, в которой высказываются опасения по поводу ужасных последствий, которые может повлечь грядущая война», — рассказывает Леонора Майер.
Большая часть экспонатов была передана музею из частных архивов. По словам куратора, в еврейских семьях воспоминания о Первой мировой имеют особое значение: они тесно связаны с пережитыми во времена «третьего рейха» изоляцией и преследованиями.
Вопрос религии
Берлинская экспозиции уделяет внимание и роли религии для еврейских солдат. Иудаизм, по словам куратора, имел важное значение. «В Первую мировую войну на фронтах впервые работали полевые раввины. У солдат, таким образом, была возможность совершать религиозные обряды. Сохранились фотографии, сделанные во время Песаха», — отмечает Леонора Майер. Духовную поддержку священнослужители оказывали не только раненным солдатам, но и семьям погибших.
На Восточном фронте немецкие солдаты-евреи, для которых религия была чем-то маловажным, столкнулись с ортодоксальными евреями из Восточной Европы. «У одних подобный опыт снова пробуждал интерес к собственной религии, для других иудаизм продолжал оставаться экзотикой», — поясняет сотрудник музея.
Затяжная, изнуряющая война повлекла за собой огромные жертвы. И не только на фронте, но и в тылу. Виновников потерь и поражений нашли быстро — ими оказались социал-демократы и евреи. В пик антисемитских настроений в Германии власти даже провели специальную перепись, чтобы доказать, что евреи пытаются избегать службы на фронте. Полученные результаты, однако, показали обратное и не были опубликованы.
К ключевым экспонатам выставки относятся многочисленные почетные кресты (Ehrenkreuz) и ордена, указывает Леонора Майер. Ими в 1934 году рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург (Paul von Hindenburg) награждал бывших фронтовиков и семьи погибших солдат, в том числе и евреев. Несмотря на репрессии и так называемый «арийский параграф», в начале для ветеранов еврейского происхождения делалось исключение. «Об этом мало кто знает, да и вряд ли такое можно себе представить» — подчеркивает Леонора Майер. С этими экспонатами у потомков воевавших связаны особые чувства. В сопроводительных записках нередко можно прочитать: «Мой отец, дедушка или дядя воевал на войне, как хороший немец. Он рисковал жизнью, был за это награжден даже при Гитлере, а потом его семью изгнали, и всех убили».
Источник: Русская служба DW